Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

В библиотеку ОЦАД поступили новые учебные пособия
В библиотеку ОЦАД поступили новые учебные пособия
26/11/2024
Приблизительное время чтения: 2 мин.
100%

Вниманию читателей представлены учебные пособия, фиксирующие важнейшие исследовательские сведения в области истории музыки Евгения Владимировича Герцмана – известного современного музыковеда, доктора искусствоведения, профессора, педагога, выдающегося специалиста в области изучения античной и византийской музыки.

Герцман, Евгений Владимирович. Деятели Византийской Церкви о музыке : учебное пособие / Евгений Владимирович Герцман ; предисл. Е. М. Гундяевой. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбДА, 2023. – 211 с. : ил., портр.

В издании приведены не только выдержки из документов эпохи, отражающие понимание музыки того времени, но транслируется целый комплекс её аспектов – от воззрений представителей Византийской Церкви до сведений о различных особенностях исполнительства. Это тот фундамент, на котором выстраивалась многовековая традиция православного церковно-певческого исполнительства. Материалы изложены в порядке их появления в изучаемой исторической эпохе; приведены переводы документов на русский язык в новой, более точной редакции.

В труде Е. В. Герцмана «Энциклопедия древнеэллинской и византийской музыки» рассредоточено встречаются материалы настоящей профессиональной области, однако в подобном тематическом изложении и объёме, формирующем целостное понимание музыкальной проблематики Византийской Церковью, публикуются впервые.

Герцман, Евгений Владимирович. Музыкально-богослужебная жизнь Византийской Церкви : учебное пособие / Евгений Владимирович Герцман ; предисл. Е. М. Гундяевой. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбДА, 2024. – 138 с. : ил.

Материал пособия освещает особенности формирования основных гимнографических форм Византийской Церкви, опирающихся на жанровые истоки греческой системы. Он дополнен комментарием автора о специфике их содержания, смыслового наполнения и норм музыкального мышления времени. Включение рассматриваемых византийских богослужебных жанровых форм в церковный обиход приводится в главе об исследовании сохранившихся сведений церковно-певческого исполнительства праздника Рождества Христова, в соответствии с которыми нередко наблюдается аналогичная структура совершения богослужений других праздников византийского богослужебного обихода.

Приведённые в книге документы эпохи представлены в переводе самого автора в той редакции, которая формирует цельное представление об исследуемой церковно-музыкальной форме Византийской Церкви.