– Отец Максим, расскажите, пожалуйста, о целях, задачах и основных направлениях работы ОЦАД на текущий и будущий учебный и календарный годы.
– В любом стабильно функционирующем высшем учебном заведении стратегические цели не меняются из года в год. И наш вуз – не исключение. ОЦАД сейчас развивается в трех главных направлениях: первое – это учебная работа, второе – научная деятельность и третье – в широком смысле понимаемая пайдейя (παιδεία), то есть воспитание.
Если говорить об учебной составляющей, то ОЦАД, когда-то возникшая, по сути дела, как некое расширение диссертационных советов, кандидатского и докторского, сегодня является вполне стабильно функционирующим высшим учебным заведением, осуществляющим свою образовательную деятельность по программам магистратуры, аспирантуры и готовящим научные кадры в докторантуре.
Одной из задач работы вуза в нынешнем учебном году является формирование научных школ ОЦАД. Это очень важно для определения внутреннего самоощущения вуза как учебно-научного центра. Мы видим конкретные направления, по которым можем двигаться для решения этой задачи. Прежде всего, это область церковного права. Тема очень актуальная, во-первых, с практической точки зрения, потому что выпускники, получившие квалификацию на уровне магистра в области церковного права, – это священнослужители, церковные работники, которые значительно более осознанно будут трудиться во многих областях: от приходской деятельности до епархиального уровня и синодальных отделов. Во-вторых, это вопрос не только практического уровня. Мне кажется, что церковное право сегодня нуждается в подготовке фундамента для того его осмысления, когда принцип «прикладного» употребления – то есть когда под ту или иную задачу ищется подтверждение в тех или иных церковных канонах – будет изменен на принцип определения вечного и неизменного, с одной стороны, и преходящего и допускающего корректировки в церковном праве, с другой стороны. Определить то, что относится в церковном праве к Преданию, чем руководствовались всегда, повсюду и все (чуть переиначу слова святого Викентия Леринского), и то, что относится к определенной эпохе (здесь область очень широка).
Тема меры применения тех или иных канонических прещений как для мирян, так и для клириков – тоже актуальна, об этом говорит и работа Межсоборного присутствия, на одном из ближайших пленумов которого будет продолжено обсуждение этого вопроса.
Есть также множество других тем, которые могут возникнуть в контексте широкого рассмотрения церковного права. Так, например, недавно в ОЦАД была защищена диссертация диакона Андрея Зотина из Казанской духовной семинарии, в которой исследовалась природа женского служения в Церкви, начиная с древности, через историю и через широту географии разных Поместных Церквей.
Второе направление не менее важное, хотя, может быть, предполагающее не такой широкий охват привлеченных участников – это историческая литургика. Тут я уже скажу не только как ректор ОЦАД, но и как председатель Учебного комитета: усвоение литургики – одна из главных проблем сегодняшнего дня в образовательном процессе бакалавриата высших духовных учебных заведений. Литургика усваивается плохо, несистемно, во-первых, и не очень качественно, во-вторых. В лучшем случае она осваивается как комбинаторика требований устава, поэтому человек с более-менее развитым логическим мышлением или знакомый с математикой в какой-то момент начинает понимать, как этой комбинаторикой руководствоваться, а не просто прочитать богослужебные указания. Но смысл богослужения, история его развития, реальная значимость тех или иных священных обрядов, действий или тех или иных текстов, присутствующих в богослужении издавна, или наоборот, недавно, – это в большинстве случаев остается за пределами знаний и осмыслений многими выпускниками духовных школ. Подготовка таких преподавателей, которые могли бы в будущем изменить эту ситуацию, видится важной работой ОЦАД. Здесь же и научная тема присутствует, потому что все это неотделимо от реального знания истории, соответственно, знания древних языков, рукописной традиции, собраний древних текстов, изучения реалий литургической жизни разных Поместных Церквей древности и современности. Все это входит в задачу направления исторической литургики, и это уже сейчас реализуемые задачи.
Мы будем очень стараться в этом учебном году также придать определенный импульс направлению патрологии, анонсированному к открытию в ОЦАД – классической патрологии, которая, как ни странно, при многократно декларируемой опоре на церковное Предание, не очень широко представлена среди магистратур высших духовных учебных заведений, и несомненно актуальному для нас изучению истории Русской Церкви, Российской государственности, которая в нынешнем общественно-политическом контексте приобретает совершенно особую актуальность и особое звучание.
Если говорить о научной работе ОЦАД, то скажу, что у ОЦАД появился собственный журнал «Aspiratio». Первый номер сейчас готовится к печати и должен выйти до конца текущего календарного года, затем в год будут выходить 4 номера.
Также будет продолжено издание журнала «Церковь и время», который мы выпускаем совместно с Отделом внешних церковных связей. В каком-то смысле он с самого начала был аффилирован с ОЦАД, но юридически это не было закреплено. Решением Святейшего Патриарха, на основании рапортов председателя ОВЦС и ректора ОЦАД, вот уже год журнал «Церковь и время» официально издается совместным усилием наших двух организаций. Это для нас очень важное начинание, которое мы обязательно будем продолжать и совместно трудиться вместе с ОВЦС над этим журналом, но понятно, что его проблематика не может коснуться всех возможных тем богословского круга знаний, и, к тому же, вариативность при наличии уже двух журналов поможет нашим аспирантам и докторантам расширить возможности публикационной активности при подготовке диссертации.
Безусловно, продолжится работа диссертационных советов – и кандидатского, и докторского. На днях прошел очередной прием поступающих в докторантуру. Радует то, что поступившие представляют собой все категории церковных ученых – от архипастырей до мирян. На основании собеседований и предварительного отбора в этом году в докторантуру было зачислено 10 человек.
Вообще, наличие аспирантуры и докторантуры несомненно помогают готовящим диссертацию с точки зрения реальности ее написания в сроки до достижения «маститой старости». Когда человек сам по себе пишет работу, то при общей жесткости нашей жизни, часто многочисленности послушаний церковных людей, диссертация может оказаться где-то на периферии, и время работы над ней будет рассчитываться по остаточному принципу. А в данном случае есть несомненный стимул – ты должен отчитываться о написанных статьях, представлять отчет о научной работе. Ну и за три года обучения в аспирантуре, пребывания в докторантуре, если уже написано больше половины статей, если сделан изрядный задел по общему тексту диссертации, уж потом обидно бросить ее и не довести это дело до конца, даже когда речь идет о такой глыбе, как докторская диссертация. И, собственно, наличие докторантуры как организующей институции – это уникальный опыт именно ОЦАД. И то, что с определенной периодичностью докторские диссертации у нас защищаются, – свидетельство несомненной полезности церковной докторантуры, созданной благословением Святейшего Патриарха.
Сегодня в ОЦАД также активно развивается воспитательная часть. Во-первых, это активная богослужебная жизнь и возможности в ней участия – просто молитвенного или в качестве церковного служителя. Во-вторых, это культурно-просветительские программы, базой которых в значительной мере является наша Книжная палата, где проходят встречи с деятелями российской культуры, словесности, музыкальные концерты, художественные выставки, да и просто там можно посидеть с чашкой кофе, рядом с прекрасными книгами, – все это тоже некая часть воспитания души. Развивается волонтерская деятельность, у нас тесное и доброе сотрудничество с больницей святителя Алексия, где естественный запрос души на деятельное милосердное служение людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации, может быть реализован. Это и паломнические познавательные поездки, которые будут умножаться в новом учебном году. Все это перспективы, которые широко открываются перед студентами ОЦАД.
Напомню, что так же, как и во всех духовных вузах, в ОЦАД есть воспитательское совещание, которое обладает правом рекомендации к рукоположению студентов, которые до того закончили пастырский бакалавриат.
– Как вы можете охарактеризовать сегодняшнего абитуриента ОЦАД? И кого бы вы хотели видеть в числе поступивших в ОЦАД?
– Сегодня, если мы говорим о абитуриентах магистратуры ОЦАД, – это в своем большинстве выпускники бакалавриата высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, как очередного учебного года, предваряющего вступительную кампанию, так и прежних лет. Кроме того, это определенное количество клириков – как священников, так и архиереев, – которые откликаются на призыв священноначалия о повышении своего образовательного уровня. И некоторое число – возможно чуть меньше, чем бы нам хотелось – идет по окончании гуманитарных факультетов различных российских вузов. Это и священнослужители, и миряне, и мужчины, и женщины. Врата в данном случае открыты безусловно для всех, потому что ОЦАД не является вузом, занимающимся специально пастырской подготовкой. Мы имеем в виду прежде всего церковную науку и круг церковного знания. К пастырскому служению люди готовятся прежде всего на бакалавриатах соответствующих духовных школ.
Среди абитуриентов нашего вуза хотелось бы видеть больше людей, которые готовы посвятить себя в будущем церковной науке, преподавательской деятельности в высших духовных учебных заведениях, а главное, которые к моменту поступления уже к нему подготовились. То есть это намерение возникло у них не в апреле-мае перед поступлением на следующую ступень, а хотя бы с середины обучения на бакалавриате, и они поняли, что для серьезной церковной науки нужно помимо основных богословских и библейских, литургических, исторических дисциплин озаботиться и изучением иностранных языков – как древних, так и новых. Ибо богословие, библеистика – серьезные церковные науки, без знания греческого и латыни и – хотя бы одного, а лучше двух – новоевропейских языков обучение вряд ли осуществимо. Но поскольку возможность изучить все вышеперечисленное не всегда есть даже у желающих, для абитуриентов магистратуры мы создали дополнительную возможность подготовиться к поступлению – годовые программы профессиональной переподготовки по патрологии и литургике. Формально поступление в магистратуру не предполагает пропедевтического курса, однако абитуриенты, желающие лучше подготовиться к поступлению, могут вначале отучиться на программах профессиональной переподготовки, где те или иные изъяны или не самый высокий уровень подготовки языковой будет, даст Бог, нивелирован вместе с освоением других дисциплин, которые позволят потом успешно учиться на профилях «Историческая литургика» и «Патрология». Разумеется, абитуриенты могут сразу поступать в магистратуру, главное – сдать вступительные экзамены и показать свою подготовленность к обучению.
– Было ли введено что-то новое в приемную кампанию 2024 года? И какие программы открыты к поступлению в этом году?
– В будущем году будет осуществляться прием в аспирантуру и на магистерские программы. Поступление в аспирантуру возможно в двух форматах: на группу научных специальностей по теологии (это теоретическая, историческая и практическая теологии) и на программу церковной аспирантуры. Для обучения по первому варианту мы ждем абитуриентов, имеющих высшее светское образование, по второму – выпускников духовных школ, обучавшихся по программам подготовки священнослужителей и религиозного персонала.
Что касается магистратуры, то возможно обучение по профилям «Православная теология. Внешние церковные связи» (два варианта подготовки – по программе церковной магистратуры и по аккредитованному направлению, очная и заочная формы); «Каноническое право Православной Церкви» (по программе церковной магистратуры, очная форма); «Теология в общественном пространстве» (аккредитованное направление, совместно с ВШЭ, очная форма).
Самое главное, о чем бы мне хотелось сказать, это то, что изучать каноническое право в магистратуре ОЦАД можно теперь в трех вариантах. Раньше это было два варианта – вместе с Высшей школой экономики, с параллельным получением диплома ВШЭ по юриспруденции, или в форме церковного диплома ОЦАД (эта программа начала реализовываться в минувшем году). Теперь можно получить будет только диплом ОЦАД, но – что является очень важным – по федеральному государственному образовательному стандарту. То есть сейчас существует возможность получить аккредитованный диплом для тех, у кого есть соответственно аккредитованный диплом бакалавриата. Также у нас открываются новые магистерские программы «Историческая литургика» и «Патрология».
– Каковы условия поступления и сроки приема документов в будущем году? Где можно ознакомиться с информацией?
– Прием документов в аспирантуру начнется 20 июня, для аспирантуры завершится 19 июля, для магистратуры – 25 июля, вступительные экзамены будут проходить с 26 июля по 5 августа. Приказ о зачислении будет опубликован 12 августа.
Вся подробная информация для желающих поступить к нам учиться размещена на официальном сайте ОЦАД в разделе «Абитуриенту».
– Существуют ли какие-то курсы при ОЦАД, которые могут предшествовать поступлению?
– Сейчас уже началась работа лектория по Исторической литургике, который будет проходить в очно-дистанционной форме. Первую лекцию прочитал заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, доцент, священник Михаил Желтов. Она была посвящена Херувимской песни, и с лекцией уже можно ознакомиться на сайте ОЦАД. Со второго семестра откроется аналогичный лекторий по каноническому праву. Возглавлять его будет научный руководитель профиля «Каноническое право Православной Церкви» ОЦАД, доцент Наталия Сергеевна Семенова. Также в планах открытие лектория по патрологии во втором семестре этого учебного года. Периодичность – раз в месяц.
Те потенциальные студенты, которые будут посещать все занятия и по завершении покажут хорошие результаты при собеседовании, получат сертификат, который будет учитываться в качестве индивидуального достижения при последующем поступлении в магистратуру соответствующего профиля.
– На каких поприщах осуществляют свое служение выпускники ОЦАД?
– Если переводить этот вопрос в плоскость профессионального трудоустройства, то мы можем сказать, что выпускники ОЦАД трудятся в самых различных областях и на самых различных направлениях – от синодальных отделов до дальних епархий Русской Православной Церкви, от высших духовных учебных заведений до светских вузов, от средств массовой информации до ВАКовских диссертационных советов. Но и конечно, как для каждого церковного вуза, для нас безусловно важно, что значимая часть наших выпускников – это клирики Русской Православной Церкви, которые, получив полноценное, завершенное высшее духовное образование, а иные, поднявшись на уровень степени кандидата или доктора наук, могут дать ответ, по слову апостола, в нашем уповании вызовам сегодняшнего дня квалифицированно, глубоко и на уровне самых высоких требований.
– Что Вы можете пожелать абитуриентам ОЦАД?
– Мне кажется, важно не бояться – это я обращаюсь к тем, кто будет поступать в ОЦАД из немосковских регионов, не из Москвы и не Московской области. ОЦАД не вуз для москвичей. В первую очередь, это вуз для всей канонической территории Русской Православной Церкви. Мы рады будем принять, рады будем разместить, помочь, дать место для молитвы в храмах Черниговского подворья, дать место для церковного труда –там же или в других храмах града Москвы. Поэтому, как говорил святитель Игнатий Кавказский, «произволяющие способны» – кто хочет, тот сможет. Не бойтесь, братья и сестры!
Второе пожелание – это, по возможности, ознакомиться с спецификой ОЦАД как вуза, потому что ОЦАД занимает некое срединное положение между классической Академией и семинарией и университетом открытого типа. Мы, с одной стороны, имеем многие черты именно духовных школ академического, классического церковного строя, с другой стороны, многое объединяет нас и с университетами – вплоть до совместно реализуемых программ с Высшей школой экономики. И мне кажется, это для вас, дорогие абитуриенты, может стать особой привлекательностью нашего вуза, где, с одной стороны, мы будем вполне в должных рамках жизни быть церковной, а с другой стороны университетски открытой институцией. То есть принцип сопряжения просвещенного послушания и академической свободы ОЦАД стремится реализовывать на практике. А вам, дорогие абитуриенты, я думаю, будет интересно испытать его на себе.
Фильм о жизни вуза «ОЦАД - Школа церковной науки»
Беседовала Мария Синюк,
руководитель отдела по связям с общественностью ОЦАД