К 45-летию со дня преставления преподобного Иустина (Поповича)
К 45-летию со дня преставления преподобного Иустина (Поповича)
14/06/2024

Потому как Церковь – от Богочеловека, то она, прежде всего, – Богочеловеческая общность:
общность Бога и людей. Бог в ней всегда на первом месте, а человек на втором:
Бог освящает, человек освящается; Бог просвещает, человек просвещается;
Бог действует, человек со-действует.

Иустин (Попович), прп.

14 июня 2024 года Церковь празднует 45-летие со дня преставления преподобного Иустина (Поповича) – одного из самых значительных православных богословов XX века. Вниманию читателей предлагается подборка трудов архимандрита Иустина, прославившегося в Сербии и за ее пределами как толкователь Священного Писания, создатель многотомной «Догматики Православной Церкви», обширных «Житий святых», множества богословских книг, переводов, исследований творчества Достоевского. В богатейшем богословском, философском и агиографическом наследии аввы Иустина прослеживается удивительный сплав богословия, философии, художественного повествования и лирики, вылитый в особом языке и стиле.


Иустин (Попович), прп. Житие святого Василия Острожского Чудотворца / архим. др Иустин Попович. – Острог : Монастырь Острог, 2010. – 128 с. : ил.

На страницах издания помещено житие святителя Василия Острожского – одного из самых почитаемых сербских святых. «Каждому народу и во всякое время, – пишет архимандрит Иустин (Попович), – человеколюбивый Господь посылает через Свою Церковь святых, которые будут верный народ просвещать, и освящать, и руководить им на его земном пути к Царству Небесному. Так и Захолмской земле Сербской, а через нее и всему роду святосаввскому подал Бог в тяжелое время турецкого рабства сего святого и богоносного отца нашего Василия, новоявленного чудотворца Острожского и Захолмского».


Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Пневматология / прп. Иустин (Попович) ; пер. с серб. М. Н. Яценко. – М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. – 532 с.

Настоящий том «Догматики Православной Церкви», главного догматического труда преподобного Иустина, посвящен теме учения о Святом Духе. Следуя своему оригинальному и творческому методу изложения церковного учения, автор подробно рассматривает основания и образы действия Святого Духа в Церкви – в жизни Богородицы, святых и каждого христианина. Кроме того, большое внимание уделено благодатным средствам передачи Святого Духа членам Церкви – церковным Таинствам и обрядам, а также раскрыто благодатное содержание православного почитания Божией Матери, святых, святых мощей, икон и Креста. 

Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Экклесиология / прп. Иустин (Попович) ; пер. с серб. М. Н. Яценко. – М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. – 285 с.

В своем изложении экклесиологии преподобный Иустин делает акцент на таинственном учении о Церкви как Теле Христовом и Богочеловеческом организме. Данное учение становится той призмой, через которую открывается новая космическая перспектива видения Церкви как «все–смысла» и «все–цели» всего мира.

При подготовке издания цитаты сверены (по переводам или подлинникам) с первоисточниками, проведена необходимая редакторская и унификационная работа.


Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Эсхатология / прп. Иустин (Попович) ; пер. с серб. М. Н. Яценко. – М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. – 141 с.

В книге рассматриваются такие вопросы эсхатологического содержания, как посмертная участь и загробная жизнь человеческой души, последние времена, приход антихриста, Второе Пришествие Христово, Страшный Суд, воздаяние и др. По сравнению с «классическими» православными догматическими курсами автор не столько перечисляет догматы в строго систематическом или историческом изложении, сколько являет их непосредственную и руководящую роль в жизни христианина. 


Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм / прп. Иустин (Попович) ; пер. с серб. Сергея Фонова. – М. : Паломник, 2006. – 287 с.

Преподобный Иустин, сопоставляя постулаты экуменизма с православным вероучением, приходит к очевидному и нелицеприятному выводу: экуменизм отторгает человека из ограды единой истинной Церкви, в которой всецело пребывает Богочеловек Христос, совершающий Своей благодатью и Таинствами спасение человека. Экуменизм подменяет вечно-живого Богочеловека Христа смертным человеком; обожествляет человека; делает из человека кумира, изгоняя таким образом из его души Бога.

Во второй части труда автор рассматривает экуменизм как «общее название всех видов лжехристианства и всех лжецерквей Западной Европы», усматривая в нем отражение сущности всех типов гуманизма.


Иустин (Попович), прп. Толкование на 1-ое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла / архим. Иустин (Попович). – М. : Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2000. – 186 с.

Важное место в наследии преподобного Иустина занимают толкования Нового Завета. В частности, в одной из книг представлено его толкование на 1-ое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла. «Человеческая жизнь праведна и справедлива единственно тогда, когда она непрерывно ведется в Богочеловеке Христе и ради Него», – пишет авва Августин. За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали (1 Фес. 4:1).


Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф. М. Достоевского / прп. Иустин (Попович) ; пер. с серб. И. А. Чароты. – Минск : Издатель Д. В. Харченко, 2007. – 311 с. : портр.

В книге представлено исследование духовных исканий и размышлений Ф. М. Достоевского. По словам автора, Достоевский не всегда был современным, но всегда – со-вечным. Он со-вечен, когда размышляет о человеке, когда бьется над проблемой человека, ибо страстно бросается в неизмеримые глубины его и настойчиво ищет все то, что бессмертно и вечно в нем; он со-вечен, когда решает проблему зла и добра, ибо не удовлетворяется решением поверхностным, покровным, а ищет решение сущностное, объясняющее вечную, метафизическую сущность проблемы; он со-вечен, когда мудрствует о твари, о всякой твари, ибо спускается к корням, которыми тварь невидимо укореняется в глубинах вечности; он со-вечен, когда исступленно бьется над проблемой страдания, когда беспокойной душой проходит по всей истории и переживает ее трагизм, ибо останавливается не на зыбком человеческом решении проблем, а на вечном, божественном, абсолютном.


Иустин (Попович), прп. Философские пропасти / прп. Иустин (Попович) ; пер. с серб. М. Н. Яценко. – 2-е изд., испр. – М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. – 279 с.

«Философские пропасти» – это сборник философских очерков, соединяющих в себе черты проповеди, притчи и научного исследования. Автор прослеживает пути человеческой мысли к обретению истины о мире и человеке, проложенные, с одной стороны, гуманистической философией, а с другой – православной философией Богочеловека. Эти два пути открываются читателю в учениях римско-католической и православной Церкви, философии Метерлинка и Достоевского, идеологии западного человека, а также русских и сербских святых.