Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Ситуация в Косове и Метохии до косовского кризиса 1998–1999 годов: отношение Русской Православной Церкви
Ситуация в Косове и Метохии до косовского кризиса 1998–1999 годов: отношение Русской Православной Церкви
Приблизительное время чтения: 58 мин.
100%

Аннотация: Статья Андрея Юрьевича Хошева, кандидата тех. наук, доцента кафедры церковно-практических дисциплин ОЦАД, посвящена русско-сербским межцерковным отношениям начиная с 1945 г., акцент делается на периоде 1980-х годов. Подробно описано посещение Косова и Метохии патриархом Московским и всея Руси Пименом в 1984 г. в рамках визита в Югославию, а также последующее развитие контактов с СПЦ по косовской теме. Использованы неопубликованные документы Архива Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, Государственного архива РФ, Архива Югославии, Архива Сербии, а также материалы, опубликованные на страницах официальных периодических изданий РПЦ и СПЦ в отмеченный период.

***

1. Доюгославский период

Косово и Метохия[1]  — часть так называемой Старой Сербии, региона зарождения и  расцвета сербского государства Неманичей (XII–XIV  вв.), оставившего после себя множество православных храмов и монастырей, еще до возникновения косовского вопроса получавших дары от русских царей. 

Косовская проблема наметилась в конце XVII в. Великие переселения сербов 1690 и 1740 гг. из Старой Сербии от османских карателей положили начало постепенному замещению сербов исламизированными албанцами, на которых турки с XIX в. полагались как на фактор изоляции этой территории от сербских восстаний и ее удержания в составе Османской империи.

В Старой Сербии царила атмосфера повседневного террора: сжигались сербские дома, разграблялись, осквернялись и разрушались святыни. Когда во второй половине XIX в. вытеснение сербов было осмыслено албанцами как часть программы борьбы за автономию в Османской империи или за полную независимость, террор обрел больший размах и систематический характер.

Правовая и  материальная поддержка православного населения Старой Сербии оказывалась русскими консульствами в Скадаре, Скопье и Битоле, а также непосредственно в Косове и Метохии: в 1866 г. было открыто вице-консульство в Призрене[2], а в 1903 г. — консульство в Косовской Митровице. За интересы единоверцев дипломаты не раз платили собственной жизнью: в 1903 г. был убит консул в Битоле А.А.Ростковский, а вице-консул в Косовской Митровице Г.С.Щербина в том же году скончался от смертельного ранения[3]. 

Через русских дипломатов духовенству передавались пожертвования Святейшего синода[4]; они заботились о сохранении храмов и монастырей, пытались противостоять исламизации, истреблению и  вытеснению православных. Русский консул в  Призрене И.С.Ястребов содействовал открытию в 1872 г. в этом городе Богословско-учительской школы (семинарии) и оказывал ей финансовую поддержку. В 1902 г. русским дипломатам удалось добиться снятия долгой осады Дечанского монастыря албанцами, требовавшими денежного выкупа[5], а в 1903 г. обитель на основании договора была передана митрополитом Рашско-Призренским Никифором[6] в управление русским афонским монахам келлии свт. Иоанна Златоустого[7].

Ряд проавстрийских газет в Белграде раздул общественное недовольство на почве разногласий между властями Сербии и митрополитом Никифором вокруг условий договора, сумев придать скандальный оттенок «дечанскому вопросу» в русско-сербских межправительственных контактах начала XX  в.[8] Тем не менее присутствие русских монахов в  Дечанах имело для сербского православия в Старой Сербии самые благотворные последствия: обитель была ими благоустроена, а албанцы реже решались нападать на нее, в связи с чем поблизости вновь начали селиться сербские семьи. В 1910 г. русские монахи были отозваны решением Св. Синода, но, поскольку для них не находилось достойной замены, оставались в Дечанском монастыре вплоть до их интернирования в 1916 г. австро-венгерскими войсками.

2. Русская эмиграция в Косове. Вторая мировая война

В ходе Первой Балканской войны в 1912 г. сербская армия освободила Косово и Метохию от турок. В 1918 г. вся территория Старой Сербии была окончательно закреплена за Королевством сербов, хорватов и словенцев (КСХС, с 1929 г. — Королевство Югославия). Ряд русских эмигрантов, которым в межвоенный период довелось жить и трудиться в Косове и Метохии[9], оставили след в церковной жизни. Архитектор В.М.Андросов спроектировал храмы в Джаковице, Истоке, Помазатине, Подуеве и Обиличе, а инженер-строитель Н.Ф.Денисенко участвовал в реставрации Дечанского монастыря и храма Богородицы Левишской в Призрене[10]. В Призренской семинарии эмигранты преподавали пение, латынь, древнегреческий, церковнославянский и русский языки[11]. Развитию сербского монашества помогли прибывшие до революции русские монахи. Оккупация 1941– 1945 гг. также застала во главе Дечанской обители русского архимандрита Феодосия[12], сумевшего спасти ее от разорения. Последние из этих русских монахов скончались в 1945–1947 гг.[13].

В 1920–1930-е годы косовскими албанцами велась подпольная борьба за присоединение Косова и Метохии к Албании[14]. Меры властей КСХС по решению национального вопроса не были эффективны. На землю, оставленную в  военные годы албанцами, заселялись сербские колонисты, которых ждал холодный прием старожилов. Борьба с  албанским ирредентизмом в конце концов пошла по пути подавления албанской культуры, вплоть до запрета песен и книг на албанском языке[15]. По образцу Румынии Югославия заключила с Турцией конвенцию о переселении 40 тыс. албанских семей[16], которая не была ратифицирована турецким парламентом.

После разгрома Югославии в 1941 г. странами гитлеровской коалиции на оккупированных Италией территориях с  преобладающим албанским населением Великое Герцогство Албания (так называемая Великая Албания) включило в себя центральную часть Косова и Метохии (оставшуюся поделили Германия и  Болгария)[17], где албанская шовинистическая организация Balli Kombëtar (алб. Национальный фронт; так называемые балисты) вела этнические чистки, в ходе которых было убито не менее 10 тыс. сербов, сожжены и разрушены десятки тысяч сербских домов. Треть сербского населения «Великой Албании» вынуждена была спасаться бегством. Когда в  1943  г. Италия вышла из  войны, ее оккупационное присутствие в Косове и Метохии сменилось германским. В 1944 г. из косоваров была сформирована 21-я горная дивизия СС «Скендербег», также отметившаяся преступлениями против евреев, сербов и вообще неалбанцев.

Около 100 тыс. косовских сербов — как колонистов, так и старожилов — за время оккупации покинули малую родину, бежав или оказавшись в лагерях. В их дома из других регионов «Великой Албании» стали заселяться албанцы.

Тяжкий урон понесла Рашско-Призренская епархия Сербской православной церкви (СПЦ), охватывающая Косово, Метохию и  Рашку (Санджак). Призренская семинария была в  1941  г. закрыта и  передана итальянской армии. По требованию албанского комиссара Призрена епископ Рашско-Призренский Серафим[18] передал управление общинами Албанской православной церкви (АлбПЦ). Балисты убили игумена монастыря Печской патриархии, четырех иеромонахов, в том числе из обителей Девич и Гориоч, а также двух дечанских монахов и 14 священников; один иеромонах пропал без вести. Сожжены или повреждены были 26 храмов и монастырей на Косове и Метохии, в том числе обители св. Марка и Девич (XV в.), разрушенные полностью[19].

3. Начало социалистического периода. Возникновение Косово-Метохийской автономной области

Освобождение Косова и Метохии в 1945 г. от гитлеровских оккупантов стало одним из заключительных эпизодов народно-освободительной войны, поднятой в 1941 г. Коммунистической партией Югославии (КПЮ; с 1952 г. — Союз коммунистов Югославии, СКЮ). Столкнувшись с тяжелым наследием «Великой Албании» в лице бывших коллаборационистов, новая власть вынуждена была вести борьбу с остатками бандформирований балистов. В целях привлечения симпатий албанского населения Косово и Метохия в 1945 г. были выделены в составе Сербии в автономную область, где проводилась особая политика в интересах албанцев.

Постановлением Национального комитета освобождения Югославии[20] от 06.03.1945 сербам, покинувшим Косово и Метохию в период оккупации, запрещалось возвращение. Их дома и земельная собственность позднее были переданы албанцам. Формально эти меры адресовались только сербам-колонистам, но в реальности коснулись и старожилов. Кроме того, продолжилась начатая балистами албанская колонизация[21]. Новая власть закрепила итоги истребления и изгнания сербов 1941–1945 гг. Госбезопасность сквозь пальцы смотрела на прошлое косовских албанцев, включая бывших балистов и эсесовцев. Нередко подобные люди оказывались в годы социализма на ответственных партийных и государственных должностях[22].

Сербская православная церковь в Косове и Метохии страдала как от инициированных КПЮ реформ по вытеснению религии из жизни общества, так и от систематического вредительства со стороны косовских албанцев. Разрешения возобновить работу Призренской семинарии удалось добиться лишь в 1947 г. Часть церковной недвижимости была конфискована. Представителей духовенства, осмелившихся оказывать сопротивление изъятию имущества, арестовали[23].

Епископ Рашско-Призренский Владимир (Раич)[24], знакомый с патриархом Алексием (Симанским) по времени учебы в Московской духовной академии, после посещения Москвы в 1945 г.[25] состоял с ним в переписке, в  которой прослеживается желание привлечь внимание Русской православной церкви (РПЦ) к положению епархии. 

В пасхальном поздравлении 1947 г. патриарху Алексию епископ Владимир затрагивает тему обсуждавшейся возможности обмена официальными визитами Московского и  Сербского патриархов[26]. Хотя ввиду непростой внутрицерковной ситуации после возвращения патриарха Сербского Гавриила в Югославию[27] его визит в РПЦ и, соответственно, от ветный визит патриарха Алексия откладывались[28], епископ Владимир не терял надежды и отмечал желательность посещения патриархом Алексием монастыря Высоки Дечани. «В моей души хранится еще одно желание, и я молюсь Богу, чтоб Господь и его исполнил. Очень бы желал еще раз поклониться Вам и приветствовать в лице Вашем всю Русскую церковь и земную, и небесную, сияющей, как ни одна другая, красою вечною», — писал епископ Владимир, подчеркивая, что такая встреча может состояться не только в Белграде, но «в особенности в великой святыне Сербского народа — в Дечанах, которые находятся в моей епархии»[29].

В 1948–1949 гг. на почве разногласий между И.Броз Тито и И.В.Сталиным по вопросам политического переустройства Балкан произошел масштабный конфликт и советско-югославские отношения были разорваны.

В Югославии начались репрессии не только за приверженность сталинскому политическому курсу, но и за связи с СССР, и даже просто за выраженный интерес к русскому языку и культуре. В 1948 г. прекращаются и письма епископа Рашско-Призренского Владимира патриарху Алексию. В условиях разрыва отношений двух стран визит патриарха Алексия в  СПЦ стал невозможным, а  русско-сербские межцерковные контакты оказались сведены к минимуму.

4. Сербская православная церковь в условиях растущей автономии Косова и Метохии

В 1950–1970-е годы ни одна делегация РПЦ не посещала Косово и Метохию, в  отличие, например, от Македонии, где патриарх Алексий  I побывал в  1962  г. при заинтересованности югославского государственного и  партийного руководства, продвигавшего проект Македонской православной церкви. Значение святынь Косова и Метохии для СПЦ позволяет предположить, что указанное ограничение было вызвано стремлением избежать возникновения предпосылок для возрождения «русской» поддержки косовских сербов.

Проявлением ухудшавшегося положения сербов в  1950–1970-е годы стал прежде всего процесс их выселения из Косова и Метохии, который дополнительно усугублял этнический дисбаланс, вызванный геноцидом периода оккупации. Например, в 1945–1961 гг. «этнически чистыми» (т. е. чисто албанскими) стали 338 населенных пунктов, в 1971–1982 гг. — еще 606[30]. Тем самым неуклонно сокращалась и  численность паствы Рашско-Призренской епархии. «Беда, последствия которой могут быть для нас катастрофическими»[31],  — так провидчески охарактеризовал отток сербского населения из Косова и Метохии епископ Рашско-Призренский Павел (Стойчевич)[32].

Продавать имущество и  покидать малую родину сербов побуждали давление со стороны нетерпимо настроенной части албанцев, постепенное сужение возможностей для трудоустройства, обучения детей на родном языке и защиты прав в условиях роста албанизации всех сфер жизни Косова и Метохии. Сокращалось и употребление в госучреждениях сербохорватского языка, который к концу 1970-х годов фактически утратил в  Косове статус официального. Албанцы получали преимущество при приеме на работу, а владение албанским языком вошло в число требований при трудоустройстве[33].

Проблемы национальной жизни, созревшие к 1960-м годам в Косове у  всех неалбанцев, включая цыган и  турок[34], достигли особого масштаба у косовских сербов и стали острейшим проявлением так называемого сербского вопроса.

С.Терзич показал, что в  основу архитектуры послевоенной Югославии изначально полагалась «стратегия ослабления сербского фактора»[35], которая была нужна для подавления настроений, преимущественно распространенных именно в сербской среде: сначала православных и антикоммунистических, а после разрыва Тито со Сталиным — традиционных пророссийских.

Границы республик разделили сербов, 40 % которых к 1970-м годам проживали вне Сербии, подвергаясь активной индоктринации в  рамках создания новых народов («черногорского» и «македонского»), ассимиляции в Хорватии и др. Любые попытки решить нараставшие проблемы Сербии и сербского народа немедленно клеймились федерацией как «сербский национализм». Именно так в  начале 1970-х годов Тито квалифицировал достаточно либеральные, но вызванные реально назревшими проблемами идеи радикальной демократизации жизни Югославии, которая, в частности, позволила бы решить сербский вопрос в Косове и в республиках как «вопрос демократии»[36]. В 1972 г. сторонники данной стратегии были сняты с занимаемых ими постов за «национализм» и «анархо-либерализм». Тема обсуждалась достаточно открыто. В отчете о первом официальном визите патриарха Московского и всея Руси Пимена в СПЦ в 1972 г. упоминается, как 17.10.1972 в беседе с делегацией РПЦ епископ Виссарион[37] рассказывал: «Тито поссорился с ЦК Сербии, он обвиняет сербов в том, что они не следуют генеральной линии партии Югославии и проявляют сербский национализм», причем реакцией на сербский вопрос стала также «статья в газете “Политика”, обвиняющая Сербскую православную церковь в национализме»[38].

В Югославии 1950–1970-х годов не было открытых гонений на Церковь, но  положение СПЦ оставалось стесненным. Руины храмов Рашско-Призренской епархии, разрушенных в 1941–1945 гг., были национализированы, а часть действующих храмов регистрировались как жилые или нежилые здания, иногда даже как мечети[39]. Росли налоги[40], которые было все труднее уплачивать после изъятия у епархии доходной недвижимости и в  условиях выселения сербов, следствием которого стала нехватка рабочих рук для обработки сельхозугодий. В  школах велась атеистическая пропаганда. Югославские спецслужбы преследовали пастырей, работавших с детьми и молодежью[41], и пытались склонять семинаристов к уходу в светские вузы[42].

Фактором разжигания ненависти к сербам было влияние Албании, чьи спецслужбы контролировали леворадикальные ирредентистские группы в Косове и Метохии[43]. В Албании с 1967 г. любая религиозная деятельность была законодательно запрещена, а усвоение соответствующих идеологических установок албанской модели социализма вело на косовской почве прежде всего к росту фанатичной нетерпимости по отношению к СПЦ.

Тема роста насилия и вредительства со стороны албанцев, особенно молодежи, выходит в 1960–70-е годы на первый план в ежегодных отчетах епископа Рашско-Призренского Павла Синоду СПЦ. Так, иерарх сообщает, что многие священники «не могут мирно пройти по селу по причине шиптарской[44] молодежи, которая обзывает их унизительными словами и  забрасывает их камнями», чего не было «во время последней войны и даже во времена турок»[45]. Обыденными явлениями стали погромы, грабежи и осквернения храмов, часовен и кладбищ, угрозы духовенству и мирянам с требованием выселяться из Косова и Метохии, а также избиения клириков «шиптарскими детьми дошкольного возраста и  школьниками, сопровождающегося самыми унизительными словами и  хулой на Крест, Церковь, с упоминанием отца и матери». Епископ Павел свидетельствует, что в него самого плюнула девушка-албанка[46].

Эффективное расследование подобных инцидентов было затруднено, в том числе в связи с клановой структурой албанского общества и ростом автономии Косова и Метохии, служившей средством поддержания лояльности албанцев.

В 1963 г. автономная область Косово и Метохия получила статус автономного края, из названия которого в 1968 г. было удалено слово «Метохия», указывавшее на историческую связь с Церковью[47]. Этот шаг стал уступкой сепаратистам после проведенных ими в  1968  г. массовых манифестаций с требованием предоставления Косову статуса союзной республики.

С тех пор уступки уже не прекращались. Конституция Югославии 1974 г. максимально приблизила автономные края (их было два, причем оба у Сербии: на севере — Воеводина с венгерским населением, на юге — Косово с  албанским) к  республикам, включив краевых представителей наравне с республиканскими в состав высшего органа управления федерацией, притом снабдив их правом вето. Вскоре Косово, оставаясь на бумаге автономным краем в составе Сербии, на практике добилось имитации статуса отдельной союзной республики: ряд положений Конституции получил толкование, позволившее краям поддерживать отношения с федерацией не через Сербию, а напрямую и с самой Сербией не напрямую, а через федерацию[48].

П.Ристанович показал, что к концу 1970-х годов в Косове не действовало большинство законов Сербии. Субординацию по отношению к республиканским органам исполнительной и законодательной власти нередко игнорировали соответствующие краевые органы[49]. Суверенитет Сербии фактически ограничился ее усеченной частью, не входившей в состав ее собственных автономных краев (так называемой узкой Сербией).

Подготовленное Центральным комитетом Союза коммунистов Сербии (ЦК СКС)[50] тщательное всестороннее исследование этой проблемы (так называемая Голубая книга) было вынесено на обсуждение в 1977 г., но, натолкнувшись на обвинения в «сербском национализме», было прекращено[51]. Однако тема издержек автономии Косова уже не уходила с повестки дня.

5. Атмосфера начала 1980-х годов. Посещение Косова и Метохии патриархом Московским и всея Руси Пименом в 1984 году

Несмотря на объемные государственные дотации в экономику Косова, специфика общественного уклада и высокие темпы рождаемости албанцев удерживали край в положении слаборазвитого региона с высоким уровнем безработицы и  безысходной бедностью основной массы албанского населения[52]. В  1981  г., менее чем через год после кончины И.Броз Тито, в Косове вспыхнуло восстание под лозунгами провозглашения республики и  присоединения к  Албании. Усилились притеснения сербов и  агрессивное отношение к  СПЦ. Блокировались дороги, совершались поджоги автотранспорта, проводились забастовки и  демонстрации[53], а в адрес православных клириков начали поступать письма с требованием выселения и угрозами расправы[54].

В Неделю торжества православия, в ночь на 16.03.1981, пожар неожиданно вспыхнул в  конаке  — двухэтажном корпусе Печской патриархии, где были размещены 30 монахинь, клирики и гости[55]. Лишь благодаря бдительности и самоотверженности монашествующих от огня удалось спасти людей и  предметы культурного наследия, в  том числе ризницу. Официальная версия властей интерпретировала происшествие как пожар. Однако наличие сразу нескольких очагов возгорания[56], произошедшие в те же дни нападения албанцев на другие объекты СПЦ и полученные православными священнослужителями письма с угрозами[57] свидетельствовали о поджоге албанскими экстремистами.

На краевом, республиканском и  федеральном уровнях власти развернулось преследование лиц, причастных к  распространению сведений в пользу версии о причастности албанских экстремистов к пожару в Печской патриархии. Преследовали и  клириков СПЦ, подписавших Обращение в  защиту сербского народа и  его святынь в  Косово и  Метохии[58], адресованное руководству Югославии и международной общественности. Давление спецслужб испытал на себе и преподаватель Призренской семинарии сингел Дамаскин (Давидович)[59], очевидец пожара и участник спасения Печской патриархии[60].

Отложившаяся в архиве ОВЦС переписка с Давидовичем как выпускником МДА косовскую тему не затрагивает, демонстрируя, тем не менее, наличие у него — по крайней мере, до середины 1980-х годов — регулярных контактов с РПЦ, в частности с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, председателем ОВЦС в  1981–1989  гг. Эти связи, несомненно, способствовали поддержанию осведомленности РПЦ о ситуации в Косове.

Планируя в 1984 г. официальный визит в СПЦ, патриарх Московский и всея Руси Пимен настоял на включении в его программу посещения святынь Косова и Метохии. Идея принадлежала настоятелю подворья РПЦ в Белграде прот. Василию Тарасьеву — «…в тот момент это посещение было очень важно провести», дабы оказать братьям молитвенную и моральную поддержку[61]. В ГАРФ отложилась запись состоявшейся 21.06.1984 беседы атташе по культуре советского посольства в Белграде Н.И.Лыкова с прот. Василием Тарасьевым, проинформировавшим посольство о  намерении патриарха Пимена посетить Югославию. Дипломат докладывает, что патриарх Пимен «совершит краткую поездку в Косово, где посетит несколько монастырей»[62].

Визит прошел 29.09–06.10.1984[63], патриарха Пимена сопровождала делегация в  составе 12  чел., в  которую вошли митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников), председатель ОВЦС митрополит Минский и  Слуцкий Филарет (Вахромеев), архиепископ Владимирский и  Суздальский Серапион (Фадеев), епископ Воронежский и  Липецкий Мефодий, а также секретарь патриарха настоятель Богоявленского кафедрального собора протопресв. Матфей Стаднюк, архимандрит Алексий (Кутепов) и ряд других лиц[64].

Наряду с официальными мероприятиями в Белграде[65] три дня (2–4 октября) делегация провела в Косове и Метохии, а на обратном пути посетила исторические монастыри Жича (XIII в.) и Студеница (XII в.). Патриарх Пимен стал первым в истории патриархом Московским и всея Руси, лично посетившим Косово и Метохию. Визит стал выразительным жестом поддержки СПЦ и сербского народа в тяжелой ситуации в Косове.

Пребывание патриарха Пимена в Метохии началось 2 октября с посещения Призренской семинарии, открытие которой в  1872  г., а  также финансовое обеспечение были связаны с  русским консулом в  Призрене И.С.Ястребовым и выдающимся сербским меценатом Симой Андреевичем Игумановым, имевшим крупные деловые интересы в России. Продолжая их дело, патриарх Пимен, по воспоминаниям прот. Василия Тарасьева, оказал Призренской семинарии весомую материальную помощь[66].

Делегация РПЦ посетила также кафедральный храм святого Георгия в Призрене, где прошла встреча патриарха Пимена с учащимися семинарии. Тепло поприветствовав епископа Рашско-Призренского Павла, ректора и преподавателей семинарии, патриарх Пимен напутствовал ее воспитанников, призвав их прилежно готовить себя к предстоящему пастырскому служению[67].

Третьего октября делегация посетила монастырь Грачаница (XIV в.), где патриарх Пимен обратился к игумении и сестрам с назиданием о значении молитвы в  монашеской жизни, поблагодарил «за теплую встречу, исполненную глубокого радушия и христианской теплоты» и благословил обитель, пожелав, чтобы, заступничеством свыше, она всегда оставалась местом молитвы[68].

Центральным событием пребывания в Косове и Метохии стала литургия, совершенная патриархами Пименом и Германом 4 октября в Печской патриархии[69]. Патриарх Пимен отметил, «с каким духовным восторгом» повсюду их встречал церковный народ, а также подчеркнул выдающееся историческое значение Косова и Метохии для сербского православия. «Находясь в вашем прекрасном городе в этот благословенный час, мы вспоминаем древние времена, когда на сербских землях загоралась заря христианской эры, — сказал патриарх Пимен. — Промыслом Божиим престольным градом первоиерархов Сербской православной церкви был соделан город Печ. Многие десятилетия и века он являлся не только духовным центром вашей Святой Церкви, но и центром национально-освободительного движения, во главе которого нередко вставали Печские патриархи»[70]. Были помянуты первоиерархи, внесшие вклад в развитие русско-сербских межцерковных отношений; среди небесных покровителей сербского народа прозвучали имена святых князя Лазаря и короля Стефана Дечанского[71].

В тот же день патриарх Пимен побывал в Дечанском монастыре, тепло поприветствовав настоятеля и братию[72], а также теснимый албанцами монастырь Девич[73], отметив его «благолепие и красоту» со словами похвалы сестрам во главе с игуменией Параскевой за их всецелую преданность «подвигу, который они добровольно избрали и с усердием несут»[74]. Патриарх Пимен пожелал сестрам, чтобы их сохранил Господь, и  благословил обитель, пожелав ей сиять духовным подвигом «как яркое солнце».

Посещение Косова воспринималось как жест поддержки в испытаниях и шаг к возрождению традиций русско-сербского братства, которые после советско-югославского конфликта 1948–1949 гг. стремилась вытеснить из памяти народа югославская пропаганда. Сдержанная тональность официальной хроники не передает восторга от общения с  гостями из  РПЦ. Толпа сербов, встречавших патриарха Пимена в  Грачанице, восклицала: «Да здравствует патриарх Московский! Только Вы нас можете спасти!»[75].

Патриарх Пимен «всколыхнул своим визитом всю общественность Югославии»[76], — передает атмосферу в Белграде отчет митрополита Ростовского и  Новочеркасского Владимира (Сабодана). Визит патриарха Пимена в  Югославию в  1984  г. получил высокую оценку и  посла СССР Н.Н.Родионова, и руководства республиканской комиссии Сербии по религиозным вопросам[77].

В стотысячной толпе верующих, прибывших со всех концов Югославии, раздался взрыв оваций при поминовении патриарха Московского и всея Руси Пимена на литургии, совершенной патриархом Германом 10.05.1985 на площадке храма св. Саввы на Врачаре по случаю возобновления его строительства, заблокированного с первых лет коммунистического режима.

Тем не менее — вероятно, во избежание обвинений в «сербском национализме»  — издание СПЦ «Православље», освещая визит патриарха Пимена[78], ни разу не упомянуло о посещении им Косова и Метохии.

После визита патриарху Пимену от простых косовских сербов поступали теплые неформальные письма, которые частично отложились в архиве ОВЦС.

На Пасху 1985 г. Рветислав Трайкович из Приштины направил патриарху Пимену поздравительную открытку и письмо, в котором, обращаясь к нему как «нашему всеславянскому патриарху», просит прислать крестик, чтобы всегда носить его на шее[79]. По указанию патриарха испрашиваемый нательный крестик в самом деле был выслан Р.Трайковичу 24.09.1985[80].

Сохранился также фрагмент переписки патриарха Пимена с жительницей Призрена Живкой Тасич и ее престарелой матерью Милицей. В апреле 1985 г. Ж.Тасич, отвечая на письмо патриарха Пимена, поздравляет его с  Пасхой, называя «благородным отцом мира духовного» и  рассказывая о  своей семье и  родном городе  — «царском корабле Призрене», остаться в котором надеялась при поддержке Русской православной церкви. Ж.Тасич выражает уверенность в грядущем торжестве христианства после долгого господства атеистической идеологии: «Пусть христианские ценности и живая вера живут, распространяются и обновляют тех, кто когда-то были христианами, и пусть они снова ими станут. Вера их прадедов да возобладает в их сердцах. А души их да исполнятся мира». 4 июля из ОВЦС Тасич сообщили о получении ее письма, передав благословение патриарха[81].

Сохранилось и  еще одно письмо Ж.Тасич патриарху Пимену, доставленное в сентябре 1985 г.[82], в котором она рассказывает о своих спорах с  теми, кто утверждал, что «Косово не всегда будет христианским». «Я всегда говорила: “Вы, албанцы, националисты, имеете узкий взгляд на жизнь”»; «Как я ненавидела национализм — стену, воздвигнутую между людьми!» Тасич радуется, видя православную молодежь: «Это молодые борцы нового века».

Посещение Косова и  Метохии в  1984  г. придало импульс развитию контактов РПЦ с Призренской семинарией. В знак поддержки семинарии и в память о ее давних исторических связях с Россией ректор семинарии протоиерей Милутин Тимотиевич был приглашен на празднование 300-летия Московской духовной академии, состоявшееся в декабре 1985 г.[83].

 6. Контакты второй половины 1980-х и начала 1990-х годов. Эпоха перемен

Давление на косовских сербов со стороны местных экстремистов и находившейся под их влиянием части косово-албанского общества, усилившееся после беспорядков 1981 г., продолжало расти. Ответные протестные действия сербов ширились и обретали организованный характер. Косовские сербы крупными группами стали приезжать в Белград, требуя от руководства Югославии принятия срочных мер по исправлению ситуации[84].

Реакцией государства стало новое усиление давления на СПЦ, от которой потребовали отозвать приглашения на торжества по случаю 800-летия монастыря Студеница. «Меня вызвал Святейший патриарх Герман и просил настоятельно, чтобы никто не приезжал на 800-летний юбилей, так как и Его Святейшеству и Св. Синоду сказано, чтобы не было иностранных гостей, дабы не вызывать “сербский национализм”» — писал прот. Василий Тарасьев[85]. Но подворье РПЦ в Белграде продолжало искать средства для поддержки СПЦ в Косове и Метохии, в частности, планировалось завязать прямые контакты с руководством косовской краевой Комиссии по религиозным вопросам[86].

К середине 1980-х годов выселение сербов и  черногорцев из  Косова было признано проблемой федерального масштаба[87], подрывавшей доверие к многолетнему курсу партии в сфере национальной политики в Косове.

В 1981 г. ЦК СКЮ была принята так называемая Платформа по Косово, исходившая из утопического предположения, что краевое руководство сумеет быстро обуздать националистические настроения среди албанцев, а союзные республики общими усилиями помогут вывести экономику Косова из кризиса[88]. Однако преступность на национальной почве лишь росла, а выселение неалбанцев из края усиливалось. На совместном заседании Президиума ЦК СКЮ и Президиума Югославии 05.03.1986 констатировалось, что платформа все еще далека от реализации[89]; выдвинутые президиумами меры также не имели успеха[90], так как за 40 лет коммунистической политики в Косове вся власть сосредоточилась в руках у косовских албанцев, не заинтересованных в административных переменах и проведении кадровых чисток, а  центральные партийные органы из  Белграда уже не имели влияния на ситуацию в крае.

Засекреченный доклад с рекомендациями по вопросам безопасности в Косове упоминает ряд новых тенденций: вооружение албанцев и их попытки интернационализации вопроса своего положения в  Югославии, а также активность «сербских и черногорских националистов»[91], под которыми понималось прежде всего стихийно возникшее после событий 1981 г. сербское правозащитное движение с центром в г. Косово-Поле, добивавшееся путем петиций и жалоб в Белград пересмотра решений краевых властей, чреватых усилением албанизации[92].

В 1987 г. новый председатель Президиума ЦК СКС С.Милошевич поддержал движение косовских сербов и, сумев сформировать для этого политические условия, обеспечил принятие 28.03.1989 поправок в Конституцию Сербии, существенно ограничивших полномочия автономных краев, в  том числе Косова. В  атмосфере значительных политических перемен и  надежд 28.06.1989  прошли торжества по случаю 600-летия Косовской битвы, а на купол строившегося храма св. Саввы в Белграде был торжественно водружен крест. В тот же день настоятель Подворья РПЦ в Белграде протоиерей Василий Тарасьев сослужил патриарху Герману и  архиереям СПЦ на литургии под открытым небом в монастыре Грачаница и присутствовал вместе с ними на торжественной церемонии возложения венков к Газиместану — памятнику героям Косовской битвы — и на выступлении С.Милошевича о ценности народного единства как ее главном духовном уроке.

В 1990 г. Журнал Московской патриархии републиковал статью из газеты СПЦ «Православље» с восторженной оценкой реформ С.Милошевича, сделавших возможным «восстановление государственного суверенитета Сербии на всей ее территории»; в статье также выражалась надежда на улучшение отношения государства к Сербской православной церкви[93].

Несмотря на масштабные политические перемены, положение СПЦ в Косове в 1980-е годы так и не стало предметом особого внимания государства.

Работа союзного координационного органа по Косово[94] в 1988 г. была по-прежнему сфокусирована на «вражеской подрывной деятельности», на поиске решений в  плоскости экономики и  пропаганды. Собирались и анализировались данные о молодежных преступлениях, вызвавших, например, бойкот занятий сербскими учениками[95], но не о совершавшихся албанскими детьми и  юношеством преступлениях против духовенства и верующих, храмов и кладбищ (такие преступления упоминаются в отчетах Рашско-Призренской епархии Синоду СПЦ). Среди ведомств, чьи отчеты и предложения собраны в деле, никак не представлены ни Союзная комиссия по религиозным вопросам, ни (хотя бы косвенно) республиканская или краевая.

Несмотря на идеологическую выдержанность работы координационного органа, в проекте заключения одной из рабочих групп была напрямую высказана рекомендация о пересмотре принятого в 1945 г. решения о запрете возвращения сербам, вынужденным покинуть Косово и Метохию в годы оккупации[96]. К сожалению, данная рекомендация так и не была услышана.

Анализируя процессы 1980–1990-х годов в Косове и Метохии, Архиерейский собор СПЦ в 2003 г. связал неэффективность реформ Милошевича с тем, что он не решился посягнуть на решение 1945 г. о запрете возвращения сербов в  Косово и  Метохию[97], легшее в  основу национальной политики в Косове.

В 1992 г. косовскими албанцами была провозглашена так называемая Республика Косово, которая с  тех пор нелегально существовала параллельно с  новыми краевыми властями, продвигая интернационализацию албанского вопроса.

Перемены в церковно-государственных отношениях в СССР во второй половине 1980-х годов сопровождались ростом внимания советского посольства в Белграде к религиозной жизни Югославии и религиозному аспекту косовского вопроса. В 1988 г. епископ Рашско-Призренский Павел упоминает о передаче послу СССР книги о святынях Косова и Метохии[98]; в ГАРФ отложилась запись беседы епископа Павла с послом СССР в Югославии В.П.Логиновым; она состоялась 24.01.1991 после избрания епископа патриархом, в ней также принял участие епископ Бачский Ириней. «Мы внимательно, с братской озабоченностью следим за жизнью в Советском Союзе»,  — сказал патриарх Павел, проведя параллели между ситуацией в Косове и на Кавказе[99].

Падение коммунизма в  Албании и  интернационализация косовской проблемы способствовали росту влияния в  Косово международной организованной преступности и  исламского фундаментализма, о  чем 15.02.1990  Д.Драгойлович, председатель Комиссии по делам религий правительства Сербии, сообщил в беседе советским дипломатам[100]. В справке «О деятельности религиозных конфессий в Югославии»[101], отложившейся в ГАРФ (Ф.6991 «Совет по делам религий при Совете Министров СССР»), констатируется, что исламский фундаментализм в  Косове «способствует превращению автономного края в этнически однородную территорию албанских мусульман, проявляет агрессивность к другим народам и религиям, способствует дальнейшему вытеснению из края неалбанского населения»[102].

Хотя патриарх Герман еще не раз высказывал заинтересованность в проведении нового визита в СПЦ патриарха Московского и всея Руси[103], этого уже не позволяло состояние здоровья ни патриарха Пимена, ни самого патриарха Германа, получившего тяжелую травму на пути с торжеств по случаю 600-летия Косовской битвы 28.06.1989[104]. События распада Югославии и Советского Союза на несколько лет переключили внимание священноначалия РПЦ с событий в Косове и Метохии. Однако косовская тема окончательно вернулась в повестку русско-сербских межцерковных контактов. Так, 19.05.1994, находясь с  первым официальным визитом в СПЦ, патриарх Алексий II посетил Печскую патриархию, монастыри Высоки Дечаны и Грачаницу[105]. «Мне приходилось бывать на Косовском поле, где в 1389 г. происходило сражение, во время которого решалось, быть или не быть сербскому народу», — сказал патриарх Алексий II журналистам в ходе брифинга после своего выступления на сессии ПАСЕ 02.10.2007[106].

Присутствуя во внешней политике России со второй половины XIX в., косовский вопрос всегда в значительной степени был для нее связан с духовно-историческим значением Косова и Метохии. Именно поэтому период господства антирелигиозной политики в Советском Союзе (в Югославии — с середины 1940-х годов) не был благоприятным для межцерковных контактов по косовской проблематике. Однако уже в 1984 г. РПЦ воспользовалась назревавшими политическими переменами и вернула поддержку православия в Косове и Метохии в число приоритетов в своих отношениях с СПЦ, закрепив за этой темой важное место в системе русско-сербских межцерковных отношений. В  1999  г. патриарх Алексий II, Священный Синод РПЦ и широкие круги российской православной общественности заняли твердую позицию в  защиту сербского народа и  СПЦ в  условиях агрессии НАТО против Югославии, геноцида и изгнания сербов, а также массового уничтожения православных храмов и монастырей Косова и Метохии. Этой новой странице истории посвящено наше отдельное исследование[107].


References

Anshakov Yu. P. (2014) “Russian diplomats on the status of Slavic population of the Old Serbia (1902–1912)”, in Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk, vol. 16, no. 3, pp. 170–189. (In Russian)

Aslanova S.N. (2015) “Concerning the murder of the Russian consul G. S. Shcherbina in Mitrovica (case study of Turkish archival records)”, in Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia, no. 11, pp. 145–147. (In Russian)

Batakovich D. (1989) The Dechani Question. Belgrade, Prosveta Publ. (In Serbian)

Dimich L. (2001). History of Serbian Statehood. In 3 vols, vol. 3. Novi Sad, Buduchnost Publ. (In Serbian)

Guskova E.Yu. (2013) NATO’s aggression against Yugoslavia in 1999 and peacebuilding process. Moscow, Indrik Publ. (In Russian)

Kabyzhakova L., Arkhipov A. (1990) “Under the omophorion of Saint Sava of Serbia”, in Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, no. 10, pp. 50–54. (In Russian)

Khoshev A.Yu. (2019) Kosovo and Metohija in the relations between Russian and Serbian Orthodox Churches during the last years of the life of Serbian Patriarch Paul (1999–2009). Moscow, Izdatel’stvo Sretenskogo monastyria Publ. (In Russian)

Kosik V.I. (2008) “Destiny of Kosmet (history and contemporaneity)”, in Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. 2. Istoriia. Istoriia Russkoi pravoslavnoi tserkvi, vol. 2, no. 1 (26), pp. 70–90. (In Russian)

Kudryavtseva E.P. (2020) “Activities of the Asian Department of the Russian Ministry of Foreign Affairs in coordination of the Russian Balkan policy (first half of the 19th century)”, in Slaviane i Rossia: problemy gosudarstvennosti na Balkanakh (konets XVIII–XXI vv.). Ed. by S.I.Danchenko, pp. 45–60. Moscow, Institute of Slavic Studies of the Russian Academy of Sciences Publ. (In Russian)

Maksakov A.A., ed. (2009) Russians in Serbia: relations between Russia and Serbia from the late 12th to the early 20th century, Russian emigration in Serbia, Russians in Serbia during the last 60 years and today. Belgrade, Vesna info Publ. (In Russian)

Mayevskiy V.A. (1960). Relations between Russia and Serbia. In 2 vols, vol. 1. New York, Izdanie Istoricheskogo kruzhka Publ. (In Russian)

Mayevskiy V.A. (1966). Russians in Yugoslavia. Relations between Russia and Serbia In 2 vols, vol. 2. New York, Izdanie Istoricheskogo kruzhka Publ. (In Russian)

Lugankaia S.A., ed. (2004) Memorandum on Kosovo and Metohija by the Holy Assembly of bishops of the Serbian Orthodox Church. Belgrade, Holy Synod of bishops of the Serbian Orthodox Church Publ. (In Russian)

Pantelich Antoniy, bishop of Moravica. (2021) Relations between Russian and Serbian Orthodox Churches in 1945–1950. Study based on the documents from archives in Russia. Moscow, Poznanie Publ. (In Russian)

Volokitina T.V., ed. (2009) Power and Church in the Eastern Europe. 1944–1953. In 2 vols, vol. 1. Moscow, ROSSPEN Publ. (In Russian)

Radosavlevich Yovan, archimandrite. (2018) My memories and experiences as a monk in this world of sorrow and God’s joy. Racha, Manastir Racha Publ. (In Serbian)

Ristanovich P. (2019) Kosovo issue. 1974–1989. Belgrade, Informatika Publ. (In Serbian)

Shkarovskiy M. (2016) Russian and Serbian Churches in 20th century (history of relationships). St. Petersburg, Izdatel’stvo Sankt-Peterburgskoi dukhovnoi akademii Publ. (In Russian)

Stanich G. (1994) “Visit of Russian Patriarch Alexy II to Serbian Orthodox Church and to the Serbian Patriarch Paul”, in Glasnik. Sluzhbeni list Srpske Pravoslavne Tserkve, no. 7, pp. 145– 149. (In Serbian)

Stoychevich Pavle, bishop of Ras and Prizren. (2013) Reports from the crucified Kosovo to the Holy Synod of bishops for the Holy Assembly of bishops of the Serbian Orthodox Church. Belgrade, Izdavachki fond Arhiepiskopie Beogradsko-Karlovachke Publ. (In Serbian)

Tarasiev Vasily, archpriest (1992) “Patriarch German of Serbia”, in Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, no. 11, pp. 60–61. (In Russian)

Terzich S. (2015) Old Serbia (19th–20th centuries). The drama of a civilisation. Moscow, Veche Publ. (In Russian)

Terzich S. (2021) At the gates of Constantinople. Russia and the Balkan question in the 19th century. Novi Sad, Pravoslavna rech Publ. (In Serbian)

Vukovich Sava, bishop of Shumadija. (1996) Serbian hierarchs from 9th to 20th century. Belgrade, Evro Publ. (In Serbian)

Yanich Y. (2018) Serbian Church in the communist and postcommunist time (1945–2000). Belgrade, Vecherne novosti Publ. (In Serbian)

Yovich Sаva, archpriest. (2012) Ethnic cleansing and cultural genocide in Kosovo and Metohija: Testimonies of the suffering of the Serbian Orthodox Church and the Serbian people from 1945 to 2005. Belgrade, Pravoslavna rech Publ. (In Serbian)
___________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Косово и  Метохия  — автономный край в  составе Республики Сербии. Косовский кризис 1998–1999  гг. был вызван поддержкой США и  другими странами Запада косово-албанских сепаратистов и  агрессией НАТО против Югославии (1999). Резолюцией  1244 Совбеза ООН от 10.06.1999 край передан под международное управление. В 2008 г. так называемой Республикой Косово провозглашена независимость, признанная рядом стран Запада, но не получившая признания Россией, Китаем, Испанией, Грецией, Румынией, Ватиканом и др.

2. См. об этом: Терзић С. На капиjама Константинопоља. Русија и балканско питање у 19. веку. Нови Сад: Православная реч, 2021. С. 313.

3. См. подробнее: Аншаков Ю.П. Российская дипломатия о положении славянского населения Старой Сербии (1902–1912 гг.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16, № 3. С. 171–174; Асланова С.Н. К вопросу об убийстве в Митровице российского консула Г.С.Щербины (по материалам турецкого архива) // Теория и практика общественного развития. 2015. № 11. С. 145–147.

4. См. об этом: Кудрявцева Е.П. Деятельность Азиатского департамента МИД по координации балканской политики России (первая половина XIX в.) // Славяне и Россия: проблемы государственности на Балканах (конец XVIII–ХХI вв.) / отв. ред. С.И.Данченко. М.: Институт славяноведения РАН, 2020. С. 48, 56–57.

5. См. подробнее: Батаковић Д. Дечанско питање. Београд: Просвета, 1989. С. 63–74.

6. Нићифор (Перић) (1862–1918)  — сербский православный священнослужитель, в  1901–1911  гг.  — епископ Рашско-Призренский (Константинопольский патриархат). В 1911 г. из-за разногласий с властями Сербии по «дечанскому вопросу», проблемам образования и другим спорным темам вынужден был уйти в отставку.

7. См. об этом: Маевский В.А. Взаимоотношения России и Сербии: в 2 т. Т. 1. НьюЙорк: Издание Исторического кружка, 1960. С. 330–340; Шкаровский М.В. Русская и Сербская православные церкви в ХХ в. (история взаимоотношений). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской духовной академии, 2016. С. 25.

8. См., напр.: Батаковић Д. Дечанско питање. С. 112–117; Маевский В.А. Взаимоотношения России и Сербии. Т. 1. С. 336–337.

9. Русские в  Сербии: Взаимоотношения России и  Сербии с  конца XII  в. до начала XX в. Русская эмиграция в Сербии. Россияне в Сербии — последние 60 лет и сегодня / отв. ред. А.А.Максаков. Белград: Весна инфо, 2009. C. 202.

10. Русские в Сербии... C. 204.

11. Там же. C. 207–208. Перечисляются 10  русских эмигрантов, являвшихся преподавателями в Призренской духовной семинарии: В.Анисенко (музыка), Ф.Ф.Балабанов, (имя не указано) Гридин, С.Г.Гущин (музыка), В.Круликовский, И.Кухтин, И.Самов, Т.Троицкий, П.Хапланов, Д.Шплет, И.Якубов.

12. См. об этом: Маевский В.А. Русские в  Югославии. Взаимоотношения России и Сербии: в 2 т. Т. 2. Нью-Йорк: Издание Исторического кружка, 1966. С. 273.

13. Рапорт настоятеля Подворья Русской православной церкви в Белграде прот. Василия Тарасьева патриарху Московскому и всея Руси Пимену от 19.06.1984 № 85 // Архив Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (АрОВЦС). Д. 50-а. «Подворье Русской православной церкви в Белграде». 1984 г.

14. Границы независимой Албании были утверждены на Лондонской конференции 29.07.1913. После раздела в годы Первой мировой войны независимость Албании была восстановлена в 1920 г. Демаркация общей границы Албании с КСХС была окончательно завершена в 1925 г.

15. См. об этом: Косик В.И. Судьба Космета (история и  современность) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 2. История. История Русской православной церкви. 2008. Вып. 2, № 1 (26). С. 76.

16. См., напр.: Терзич С. Старая Сербия. Драма одной европейской цивилизации. М.: Вече, 2015. С. 211–212.

17. Меморандум о Косово и Метохии Священного архиерейского собора Сербской православной церкви / под ред. С.А.Луганской. Белград: Изд. Священного архиерейского синода Сербской православной церкви, 2004. С. 41–44.

18. Серафим (Йованович) (1873–1945)  — иерарх СПЦ, в  1928–1945  гг.  — епископ Рашско-Призренский. По требованию албанского комиссара Призрена Фези бег Али вынужден был передать общины в ведение АлбПЦ. Интернирован в Албанию, где скончался и погребен на сербском военном кладбище в Тиране. См. о нем: Вуковић Сава, еп. Шумадиjски. Српски јерарси од деветог до двадестог века. Београд: Евро, 1996. С. 442.

19. Меморандум о Косово и Метохии… С. 41–44.

20. Национальный комитет освобождения Югославии (НКОЮ)  — первый высший орган исполнительной власти новой (федеративной) Югославии, действовал в  1943– 1945 гг.

21. См. подробнее: Јанић Ј. Српска Црква у комунизму и посткомунизму (1945–2000). Београд: Вечерње новости, 2018. С. 419–421.

22. См. об этом: Терзич С. Старая Сербия… С. 231–232.

23. См. подробнее: Јовић С. Етничко чишћење и културни геноцид на Косову и Метохији: сведочанства о страдању Српске православне цркве и српског народа од 1945. до 2005. године. Београд: Православна реч, 2012. С. 11–30.

24. Владимир (Рајић) (1882–1956) — иерарх СПЦ, в 1945–1947 гг. — временный администратор Рашско-Призренской епархии, в 1947–1956 гг. — епископ Рашско-Призренский. Выпускник МДА (1907) См. о нем: Вуковић С. Српски јерарси… С. 91.

25. См. подробнее: Пантелич, Антоний, еп.  Моравичский. Отношения Русской и Сербской православных церквей в 1945–1950 годах на основании документов российских архивов. М.: Познание, 2021. С. 216–217, 227, 235–238.

26. Письмо епископа Рашско-Призренского Владимира патриарху Московскому и всея Руси Алексию. Оригинал. Рукопись. Автограф. Без номера. Апрель 1947 г. // АрОВЦС. Д. 74. «Сербская православная церковь». 1947 г.

27. Письмо благочинного русских церквей в Югославии протоиерея И.И.Сокаля патриарху Алексию о положении в Сербской православной церкви и настроениях патриарха Гавриила. 11.08.1947 // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 1. Д. 134. Л. 154–157. Опубл.: Власть и церковь в Восточной Европе: в 2 т. Т. 1 / отв. ред. Т.В.Волокитина. М.: РОССПЭН, 2009. С. 550–553.

28. Справка Совета по делам РПЦ о  беседе первого секретаря посольства СССР в  Белграде А.И.Иванова с  патриархом Сербским Гавриилом. 06.09.1947. Подлинник // ГАРФ.Ф. 6991. Оп. 1. Д. 134. Л. 150–151. Опубл.: Власть и церковь в Восточной Европе. Т. 1. С. 588; Письмо Г.Г.Карпова В.В.Молотову и  К.Е.Ворошилову о  положении в  Сербской православной церкви и  отношениях патриарха Гавриила с  государственной властью. 17.10.1947. Копия // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 150. Л. 132–135. Опубл.: Власть и  церковь в Восточной Европе. Т. 1. С. 597.

29. Письмо епископа Рашско-Призренского Владимира патриарху Алексию от 20.12.1947. Подлинник. Рукопись. Автограф. Рус. яз. Бланк «Епископ Рашко-Призренски». Без номера // АрОВЦС. Д. 74. «Сербская Православная Церковь». 1947 г.

30. Меморандум о Косово и Метохии… С. 45.

31. Рапорт епископа Рашско-Призренского Павла Св.Синоду СПЦ от 12.05.1959 № 196 // Архив Св.Синода СПЦ. Син. бр. 1351, 16.05.1959. Опубл.: Епископ рашко-призренски Павле. Извештаjи са распетог Косова. Београд: Издавачки фонд Архиепископије београдско-карловачке, 2013. С. 45–46.

32. Павел (Стойчевич) (1914–2009)  — в  1957–1990  гг.  — епископ Рашско-Призренский, в 1990–2009 гг. — патриарх Сербский.

33. См., напр.: Ристановић П. Косовско питање. 1974–1989. Београд: Информатика, 2019. С. 64–66; Рапорт епископа Рашско-Призренского Павла Св.Синоду СПЦ от 30.04.1968 № 125 // Архив Св.Синода СПЦ. Син. бр. 1787, 07.05.1968. Опубл.: Извештаjи са распетог Косова. С. 181.

34. См. об этом: Терзич С. Старая Сербия… С. 362.

35. Там же. С. 219.

36. См., напр.: Ристановић П. Косовско питање. С. 161; Димић Л. Историја српске државности: в 3 књ. Књ. 3. Нови Сад: Будућност, 2001. C. 413, 416–417.

37. Вероятно, имеется в  виду епископ Виссарион (Костић) (1910–1979)  — иерарх СПЦ, в 1951–1979 гг. — епископ Банатский (Вуковић С.Српски јерарси… С. 89).

38. Цит. по: Сергий, митр. Херсонский и Одесский. «Поездка Святейшего патриарха Пимена и его сопровождающих в Югославию, Грецию, на Святую гору Афон и в Румынию 12–31.10.1972». 09.11.1972. Машинопись. Автограф. Приложение к  письму председателю ОВЦС митрополиту Тульскому и  Белевскому Ювеналию от 10.11.1972 №  1374. С. 15 // АрОВЦС. Д. 60а. «Братский визит Святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена в Сербскую, Элладскую и Румынскую православные церкви 12–31.10.1972. (отчеты)». Ч. 8.

39. Рапорт епископа Рашско-Призренского Павла Св.Синоду СПЦ от 09.05.1987 № 125 // Архив Св.Синода СПЦ. Син. бр. 1254, 09.05.1987. Опубл.: Извештаjи са распетог Косова. С. 428–429.

40. Рапорт епископа Рашско-Призренского Павла Св.Синоду СПЦ от 04.05.1960 № 145 // Архив Св.Синода СПЦ. Син. бр. 1590, 11.05.1960. Опубл.: Извештаjи са распетог Косова. С. 60.

41. Рапорт епископа Рашско-Призренского Павла Св.Синоду СПЦ Бр. сл. от 17.05.1973 // Архив Св.Синода СПЦ. Син. бр. 1677, 17.05.1973. Опубл.: Извештаjи са распетог Косова. С. 243–244.

42. Рапорт епископа Рашско-Призренского Павла Св.Синоду СПЦ от 27.04.1961 № 136 // Архив Св.Синода СПЦ. Син. бр. 1411, 29.04.1961. Опубл.: Извештаjи са распетог Косова. С. 82.

43. См. подробнее: Ристановић П.Косовско питање… С. 121–138, 148–157.

44. Шиптары (от алб. Shqiptar — албанец) — употребительное в Сербии наименование косовских албанцев. В этом смысле «шиптарский» значит «албанский», «косово-албанский».

45. Рапорт епископа Рашско-Призренского Павла Св.Синоду СПЦ от 07.05.1969 № 112 // Архив Св.Синода СПЦ. Син. бр. 1670, 07.05.1969. Опубл.: Извештаjи са распетог Косова. С. 194.

46. Рапорт епископа Рашско-Призренского Павла Св.Синоду СПЦ от 07.05.1971 № 122 // Архив Св.Синода СПЦ. Син. бр. 1594, 10.05.1971. Опубл.: Извештаjи са распетог Косова. С. 224.

47. См., напр.: Терзич С. Старая Сербия… С. 226–227.

48. См. об этом: Ристановић П. Косовско питање… С. 164.

49. Там же. С. 166–167.

50. ЦК СКС  — руководящий орган республиканской компартии (Союза коммунистов, название с 1952 г.) Сербии как союзной республики в составе Югославии; СКС существовала в рамках КПЮ (СКЮ).

51. Там же. С. 165–169.

52. См. об этом: Гуськова Е.Ю. Агрессия НАТО против Югославии в 1999 году и процесс мирного урегулирования. М.: Индрик, 2013. С. 27; Ристановић П. Косовско питање… С. 302–303.

53. См. подробнее: Ристановић П. Косовско питање… С. 182–200.

54. См., напр.: Радосављевић Ј. Мемоари: моја сећања и доживљаји као монаха у овоме свету туге и божје радости. Рача: Манастир Рача, 2018. С. 463.

55. См. подробнее: Јовић С. Етничко чишћење… С. 189–194; Терзич  С. Старая Сербия… С. 365.

56. Ристановић П. Косовско питање… С. 185.

57. Јовић С. Етничко чишћење… С. 196–197.

58. Меморандум о Косово и Метохии… С. 46–47.

59. Дамаскин (Давидович) (1946–2017) — иерарх СПЦ, в 1971 г. окончил МДА, в 1975– 1986 гг. преподавал в Призренской семинарии. В 1988 г. уклонился в Свободную сербскую церковь, где в 1990 г. получил епископскую хиротонию. После воссоединения Свободной сербской церкви с СПЦ в 1992 г. — епископ Западноевропейский. В связи с уклонением в греческий старостильный раскол в 2003 г. лишен сана и монашества решением Св.Синода СПЦ, которое было впоследствии подтверждено решением Архиерейского собора СПЦ в 2004 г.

60. Јовић С. Етничко чишћење… С. 191–192.

61. Рапорт группы прихожан подворья Русской православной церкви в  Белграде председателю ОВЦС митрополиту Минскому и  Белорусскому Филарету от 21.11.1986 № ЮН-30 // ГАРФ. Р-6991. Оп. 6. Д. 3566. Л. 26.

62. Атташе по культуре Посольства СССР в СФР Югославии Н.И.Лыков. Запись беседы с настоятелем подворья Русской православной церкви в Белграде протоиереем Василием Тарасьевым. 21.06.1984. Из дневника Н.И.Лыкова. Машинопись. Автограф // Там же. Д. 2745. Л. 154.

63. Коммюнике о визите Его Святейшества патриарха Московского и всея Руси Пимена Сербской православной церкви и Его Святейшеству патриарху Сербскому Герману // Информационный бюллетень ОВЦС (ИБ ОВЦС). 1984. № 12. С. 4–8; Журнал Московской патриархии (ЖМП). 1984. № 12. С. 13–14.

64. Состав делегации Русской православной церкви, сопровождающей Его Святейшество, Святейшего патриарха Пимена с 29.09 по 06.10.1984 в Югославию для посещения Сербской православной церкви. Машинопись // АрОВЦС. Д. 50-б «Визит Святейшего патриарха Пимена в Югославию. 29/9 — 6/10. Ч. 1»; См. также: Коммюнике о визите… // ИБ ОВЦС. 1984. № 12. С. 4–5; ЖМП. 1984. № 12. С. 13; Патриjарх московски и целе Русије Пимен у Београду // Православље. 15.10.1984. № 422. С. 2.

65. Василий Тарасьев, прот. Программа пребывания делегации Русской церкви во главе с  Его Святейшеством Святейшим патриархом Московским с  29.09  по 06.10.1984. 19.06.1984. Машинопись // АрОВЦС.Д. 50-б «Визит Святейшего патриарха Пимена в Югославию. 29/9 — 6/10. Ч. 1».

66. Рапорт прот. Василия Тарасьева председателю ОВЦС митр. Минскому и Белорусскому Филарету от 17.06.1985 № 270. Подлинник. Бланк «Подворье Русской православной церкви в Белграде». Машинопись. Автограф. С. 2 // АрОВЦС. Д. 50-а «Подворье Русской православной церкви в Белграде». 1985 г.

67. Слово Святейшего патриарха Московского и  всея Руси Пимена, обращенное к воспитанникам семинарии в кафедральном соборе г. Призрен. 02.10.1984. Машинопись // АрОВЦС.Д. 50-б «Визит Святейшего патриарха Пимена в Югославию. 29/9 — 6/10. Ч. 2».

68. Слово Святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена в монастыре Грачаницы. 03.10.1984. Машинопись // АрОВЦС. Д. 50-б «Визит Святейшего патриарха Пимена в Югославию. 29/9–6/10. Ч. 2».

69. Рапорт епископа Рашско-Призренского Павла Св.Синоду СПЦ от 01.04.1985 № 68 // Архив Св.Синода СПЦ. Син. бр. 917, 20.04.1985. Опубл.: Извештаји са распетог Косова. С. 396.

70. Слово Святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена после Божественной литургии в  Патриаршем соборе в  городе Пече. 04.10.1984. Машинопись. С. 1–2 // АрОВЦС. Д. 50-б «Визит Святейшего патриарха Пимена в  Югославию. 29/9–6/10. Ч. 2». Опубл.: ЖМП. 1984. № 12. С. 11–12.

71. Там же. С. 3. Опубл.: ЖМП. 1984. № 12. С. 13.

72. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в лавре Высокие Дечаны. 04.10.1984. Машинопись // АрОВЦС. Д. 50-б «Визит Святейшего Патриарха Пимена в Югославию. 29/9 — 6/10. Ч. 2».

73. Белешка о  разговору Ж.Станковића и  В.Станојевића са патријархом Германом 24.10.1979. године. Совершенно секретно. Машинопись. Кириллица. С. 5–6 // Државни Архив Србиjе (ДАРС). Г-21. Ф-33.

74. Слово Святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена в монастыре Девич. 04.10.1984. Машинопись // АрОВЦС.Д. 50-б «Визит Святейшего патриарха Пимена в Югославию. 29/9 — 6/10. Ч. 2».

75. Рапорт группы прихожан подворья Русской православной церкви в  Белграде председателю ОВЦС митрополиту Минскому и  Белорусскому Филарету от 21.11.1986 № ЮН-30 // ГАРФ. Р-6991. Оп. 6. Д. 3566. Л. 26.

76. Отчет митрополита Владимира Ростовского и  Новочеркасского председателю ОВЦС митрополиту Минскому и Белорусскому Филарету. Машинопись. Автограф. С. 10 // АрОВЦС.Д. 50-Б. «Сербская православная церковь». 1985 г.

77. Там же. С. 4–5.

78. Патријах московски и  целе Русије посетио Српску цркву // Православље. 15.10.1984. № 422. С. 1–4, 8–9.

79. Пасхальное поздравление Р.Трайковича патриарху Московскому и всея Руси Пимену. Цветная почтовая открытка; Письмо Р.Трайковича патриарху Московскому и всея Руси Пимену с просьбой прислать нательный крестик. Подлинник. Рукопись. Автограф. 11.04.1985, и пер. с сербского. Машинопись // АрОВЦС.Д. 50-р «Сербская православная церковь». 1985 г.

80. Письмо зав. Канцелярией ОВЦС свящ. Иоанна Зарецкого Ж.Тасич с благословением патриарха Пимена. Машинописная копия. 24.09.1985  №  2595 // АрОВЦС. Д. 50-р «Сербская православная церковь». 1985 г.

81. Письмо зав. Канцелярией ОВЦС свящ. Иоанна Зарецкого Ж.Тасич с благословением патриарха Пимена. Машинописная копия. 04.07.1985 №  1839 // АрОВЦС. Д. 50-р «Сербская православная церковь». 1985 г.

82. Письмо Ж.Тасич патриарху Московскому и  всея Руси Пимену. 19.09.1985. Подлинник. Рукопись. Серб. яз.; Пер. с серб. Машинопись // АрОВЦС. Д. 50-р «Сербская православная церковь». 1985 г.

83. Рапорт прот. Василия Тарасьева председателю ОВЦС от 17.06.1985 № 270. Бланк «Подворье Русской православной церкви в  Белграде». Машинопись. Автограф. С. 2 // АрОВЦС. Д. 50-а «Подворье Русской православной церкви в Белграде». 1985 г.

84. См. подробнее: Ристановић П. Косовско питање… С. 447–457.

85. Рапорт прот. Василия Тарасьева председателю ОВЦС от 08.04.1986 № 80. Машинописная копия // ГАРФ. Р-6991. Оп. 6. Д. 3566. Л. 8–9.

86. Рапорт прот. Василия Тарасьева председателю ОВЦС от 08.11.1984 № 265. Бланк «Подворье Русской православной церкви в  Белграде». Машинопись. Автограф. С. 2 // АрОВЦС. Д. 50-б «Визит Святейшего патриарха Пимена в Югославию. 29/9 — 6/10. Ч. 1».

87. См. об этом: Ристановић П. Косовско питање… С. 334–336.

88. Там же. С. 235–236.

89. Zaključci o aktuelnoj političkoj i bezbednosnoj situaciji u SAP Kosovo. Strogo poverljivo. Predsedništvo CK SKJ, Predsedništvo SFRJ. Beograd, mart 1986 godine. Машиноп., лат. C. 1–4 // Архив Југославије (АЈ). 130. F-1.

90. См. об этом: Ристановић П. Косовско питање… С. 337.

91. Zaključci… mart 1986 godine. С. 4, 11–13 // АЈ. 130. F-1.

92. См. подробнее: Ристановић П. Косовско питање… С. 436–442.

93. Кабыжакова Л., Архипов А. Под омофором святого Саввы Сербского // ЖМП. 1990. № 10. С. 50–54.

94. AJ. 130. F-1. Koordinaciono radno telo za Kosovo.

95. Krivična dela, prekršaji i drugi ekcesi na štetu učenika. Prilog 2 // Bezbednosni aspekti obustava nastave učenika Srpske i crnogorske nacionalnosti od početka školske 1988/1989 godine i mere organa za unutrašnje poslove. Priština. 23. oktobra 1988. Strogo poverljivo. Машинопись, лат. // AJ. 130. F-1.

96. Predlog stavova radne grupe povodom upućenog zahteva nastavnika srpske i crnogorske nacionalnosti i drugih koji izvode nastavu na srpskohrvatskom jeziku na univerzitu u Prištini. Машинопись. П. 5–6. С. 2 // АЈ. 130. F-1.

97. Меморандум о Косову и Метохиjи… С. 44.

98. Рапорт епископа Рашско-Призренского Павла Св.Синоду СПЦ от 27.04.1988 № 98 // Архив Св.Синода СПЦ. Син. бр. 1268, 11.05.1988. Опубл.: Извештаjи са распетог Косова. С. 442.

99. Запись беседы с патриархом Сербской православной церкви Павлом. 24.01.1991. Из  дневника посла СССР в  СФРЮ В.П.Логинова. Машинопись. Автограф // ГАРФ. Ф.Р-6991. Оп. 6. Д. 4669. Л. 71–72.

100. Запись беседы с председателем Комиссии по делам религий Исполнительного веча Скупщины СР Сербии Драганом Драгойловичем. Из дневника Советника Посольства СССР в СФР Югославии Фирсова Г.К. и 3-го секретаря Посольства СССР В.В.Павловского. 15.02.1990. Машинопись. Автографы // ГАРФ. Ф.Р-6991. Оп. 6. Д. 4669. Л. 78–79.

101. Справка 3-го секретаря Посольства СССР в  СФРЮ В.В.Павловского «О  деятельности религиозных конфессий в Югославии». 28.12.1990. Машинопись. Автограф // ГАРФ. Ф.Р-6991. Оп. 6. Д. 4669. Л. 26–34.

102. Там же. Л. 29.

103. Совместное коммюнике предстоятелей Сербской и  Русской православных церквей. Машинопись. С. 1 // АрОВЦС. Д. 50-1. 1986 г. «Пребывание патриарха Германа в СССР». Ч. 2; Письмо патриарха Сербского Германа патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Син. бр. 1651/зап. 1089. 27.07.1990. Подлинник. Автограф. Машинопись. Бланк «Патријарх српски». Серб. яз. // АрОВЦС. Д.№ 50 «Сербская православная церковь». 1990 г.

104. См. об этом: Тарасьев Василий, прот. Патриарх Сербский Герман // ЖМП. 1992. № 1. С. 60–61.

105. Станић Г. Посета руског патријарха Алексија II Српској православној цркви и патријарху Павлу // Гласник. Службени лист Српске православне цркве. 1994. № 7. С. 145– 149; Визиты Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго Сербской и Болгарской православным церквам // ИБ ОВЦС. 27.05.1994. № 9. С. 4; Объединенное коммюнике официальных визитов патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Сербскую православную церковь 14–19.05.1994 и патриарха Сербского Павла в Русскую православную церковь 06–13.10.1994 // ИБ ОВЦС. 28.10.1994. № 20. С. 4.

106. Святейший патриарх Алексий ответил на вопросы участников сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы // ИБ ОВЦС. 2007. № 10. С. 65–66; ЖМП. № 11. 2007. С. 39–41.

107. Хошев А.Ю. Косово и Метохия в отношениях Русской и Сербской православных церквей в  последние годы жизни патриарха Сербского Павла (1999–2009). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2019.


Источник: Хошев А.Ю. Ситуация в Косове и Метохии до косовского кризиса 1998–1999 годов: отношение Русской Православной Церкви // Вопросы теологии. – 2023. – Т. 5, № 3. – С. 471–493