Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Письма преподобного Макария Оптинского к Л. А. Кавелину: возникновение переписки и ее регулярность, публикация последнего письма
Письма преподобного Макария Оптинского к Л. А. Кавелину: возникновение переписки и ее регулярность, публикация последнего письма
Приблизительное время чтения: 27 мин.
100%

В статье аспиранта ОЦАД епископа Искитимского и Черепановского Леонида проводится исследование писем преподобного Макария Оптинского к будущему архимандриту Леониду (Кавелину) для уточнения биографии церковного деятеля — выявляется причина возникновения переписки и ее регулярность. Разбираются все публикации писем старца Макария к Л. А. Кавелину: в общем собрании писем к мирянам, отдельной брошюрой и в сборниках писем оптинских старцев, а также издание писем по архивным материалам. Приводится ранее не опубликованный текст последнего письма старца к Л. А. Кавелину перед поступлением его в Предтеченский скит Оптиной пустыни. Поводом к переписке со старцем Макарием определяется посещение Л. А. Кавелиным оптинского скита в конце 1845 г., когда произошло их более близкое знакомство, и просьба совета у старца в сложившихся обстоятельствах. Кроме того, выявляется почти трехлетний перерыв в переписке, возникший предположительно из-за непонимания Л. А. Кавелиным наставлений старца. Последний придерживал его поступление в монастырь против воли родителей, которые возлагали на старшего сына содержание двух своих младших сыновей.


В многообразии литературного наследия Оптиной пустыни особое место занимает переписка преподобных Оптинских старцев. Их письма к представителям различных слоев российского общества являются уникальным памятником пастырского окормления, свидетельствуя о том, что к старцам приходили для разрешения душевных и духовных вопросов, а также обращались письменно. Среди корреспондентов Оптинских старцев были известные деятели науки и русской культуры. Поэтому в письмах старцев наряду с духовными наставлениями есть биографические сведения об отдельных личностях. В связи с этим становится важным изучение не только отдельного письма, но и всей переписки старца с каждым из корреспондентов в целом.

Первым старцем Оптиной пустыни был иеросхимонах Лев (Наголкин; 1768–1841), а в 1834 г. к нему присоединился иеромонах Макарий (Иванов; 1788– 1860). Отец Макарий помогал старцу Льву в переписке с учениками, разделял с ним труды по приему посетителей обители и их духовному окормлению. После кончины в 1841 г. старца Льва отец Макарий стал самостоятельным старцем Оптиной пустыни. Многие духовные чада старца Льва перешли под духовное окормление к иеромонаху Макарию. Как замечал его ученик и письмоводитель иеромонах Леонид (Кавелин; 1822–1891), ставший впоследствии архимандритом и наместником Троице-Сергиевой лавры, «духовная деятельность старца расширялась год от году, через умножающееся стечение к нему народа и увеличение числа писем».

Вскоре после кончины иеросхимонаха Макария тем же иеромонахом Леонидом было написано его жизнеописание. В 1862–1863 гг. было издано несколько томов писем старца Макария к мирским особам и монашествующим. Сбором писем преподобного занимались иеромонах Леонид и рясофорный монах Андрей, впоследствии иеродиакон Антоний (Глушков), а издание писем началось благодаря духовной дочери старца Н. П. Киреевской, при покровительстве святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского.

Письма преподобного Макария Оптинского были ответами любящего пастыря на вопросы своих духовных чад. Как отмечалось в рецензии на письма к мирским особам, они были «писаны рукою опытного духовного врача, и при том не тоном простого учительства, а сердцем глубоко любящим и сострадательно участвующим в душевных скорбях и болезнях своих пациентов». Разумеется, при написании писем не планировалось, что они будут изданы в качестве некоей цельной книги. Однако при их сборе и публикации издателями в примечаниях указывалось на принадлежность нескольких писем определенным личностям, хотя и без упоминания их имен и положения в обществе. Поэтому при чтении ряда таких писем, по замечанию одного из исследователей, угадывалась «летопись человеческой души». Примером такой летописи души корреспондента, который, совершенствуясь, возрастал в духовной жизни, могут служить письма преподобного Макария к Льву Александровичу Кавелину, уже упомянутому будущему архимандриту Леониду.

В 1862 г. было издано с купюрами 13 писем старца Макария к Л. А. Кавелину в общей книге к мирским особам, которая переиздавалась с приложением алфавитного указателя в 1880 г. и в первоначальном виде — в 1993 г., а в 2012 г. вышла с подзаголовком к каждому письму6. В 2004 г. письма к Льву Кавелину изданы отдельной брошюрой. Во всех этих изданиях два письма (от 1 и 20 января 1852 г.) слиты в одно, поэтому получилось 12 писем.

Издание этих писем имело духовно-назидательную цель и не представляло собой выверенную полную публикацию архивных источников, поэтому исследователи жизни и деятельности архимандрита Леонида (Кавелина) за неимением оригиналов писем не всегда правильно понимали их содержание. Вместе с тем выявление причины написания писем старца Макария и их регулярности является важным моментом в составлении полной биографии отца Леонида, что возможно при сопоставлении этих писем с событиями его жизни и письмами других корреспондентов.

В 2010–2014 гг. вышло новое издание писем преподобного старца Макария к мирским особам в трех томах. Издательская группа Петрозаводского государственного университета опубликовала по архивным источникам в старой орфографии, без сокращений ранее изданные письма, дополнив их неизвестными9. В этом издании было опубликовано 16 писем старца Макария к Льву Кавелину, охватывающих период с 1 января 1846 по 26 января 1852 г.

О переписке преподобного Макария с Львом Кавелиным и о духовном окормлении последнего посредством писем старца упоминалось В. В. Кашириной. Подробнее переписка разбиралась в исследованиях священника Иоанна Кудласевича, но, к сожалению, им использовалось издание писем 1862 г., от- чего некоторые моменты биографии архимандрита Леонида (Кавелина) были поняты неверно.

Более подробный анализ писем был предпринят в нашем исследовании, где с привлечением писем самого Л. А. Кавелина к некоторым корреспондентам и писем к нему прослеживались формирование и развитие его монашеского мировоззрения. Почти во всех письмах старца Макария преподавалось молодому гвардейскому офицеру разрешение вопросов о желании пойти по монашескому пути, всегда связанному с борениями ухода из мира. Кроме того, так как Лев Кавелин был знаком с издателем С. А. Бурачком, то старец Макарий передавал в письмах просьбы по издательской деятельности Оптиной пустыни (о скорейшем рецензировании книг и их публикации.

Жизненный путь Льва Александровича Кавелина от рождения до прихода его 21 марта 1852 г. в Предтеченский скит Оптиной пустыни уже рассматривался в вышеупомянутых исследованиях. В детские и отроческие годы Лев Кавелин, находясь в родовом имении сельца Гривы Козельского уезда Калужской губернии, регулярно посещал Оптину пустынь, расположенную в том же уезде. Этим поездкам в обитель способствовала его мать — Мария Михайловна, духовная дочь Оптинских старцев. С 1840 г. Лев Кавелин состоял на военной службе в Ораниенбауме, под Санкт-Петербургом. В это же время Лев Кавелин начал изучать историю и дух монашества, что привело его в Сергиеву пустынь к архимандриту Игнатию (Брянчанинову), который, являясь учеником преподобного старца Льва, посоветовал ему искать монашества в Оптиной пустыни под руководством опытного духовного наставника. Следуя этому совету, Лев Кавелин в один из отпусков, в конце 1845 г., посетил скит Оптиной пустыни и сблизился со старцем Макарием, что и положило начало их переписке.

При анализе писем встает вопрос и об их регулярности. После возвращения из Оптиной пустыни Л. А. Кавелин в середине декабря 1845 г. написал письмо преподобному Макарию, а 1 января 1846 г. получил первое письмо от старца. В нем говорилось об особом промысле Божием, сохранившем Льва Кавелина от соблазна мира, и давался совет обращать внимание на свою совесть, которая может показать и причину попущенного искушения. Возможно, поводом написания Львом Кавелиным письма прп. Макарию и было описание случившегося искушения с просьбой совета старца.

Всего за 1846 г. было написано три письма, содержание которых указывало на необходимость борьбы с искушениями живущему в миру и на промысел Божий, сохраняющий от греховных падений того, кто пытается следовать воле Божией. К тому же в письме от 26 ноября 1846 г. старец Макарий упоминал о некоем высшем «намерении» Льва Кавелина, под которым, вероятно, следует разуметь желание монашества.

В 1847 г. присланы только два письма. Причем с 12 апреля 1847 г. до 25 марта 1850 г. не было писем старца Макария. Предположить, что они были утеряны или уничтожены, представляется маловероятным, поскольку архимандритом Леонидом сохранялись даже малые записки в несколько строк, которые писались старцем позже. К сожалению, не сохранились письма самого Л. А. Кавелина к преподробному Макарию. Они, возможно, были сожжены вместе с другими письмами корреспондентов старца во время его предсмертной болезни. Поэтому, вероятнее всего, перерыв в переписке можно объяснить тем, что не было ответного письма от Льва Кавелина.

Первое письмо Льву Кавелину от прп. Макария за 1847 г. от 15 февраля было поздравлением с Днем ангела. Основная мысль письма старца к Льву Кавелину от 12 апреля 1847 г. посвящена теме приближения к Богу, приобретения душевных утешений и их лишений, необходимости при этом духовного руководителя. Однако в письме также находим отказ старца взять в духовное руководство Льва Кавелина. Старец в то же время предлагал поговорить обо всем более подробно при встрече осенью. Совет старца сводился к тому, что пока необходимо оставаться в миру, стараясь исполнять заповеди Божии. Этим старец как бы считал Льва Кавелина пока еще не готовым жить в послушании. При этом положении прп. Макарий признавал необходимость для него пройти путь борьбы, среди трудностей мирской жизни доказать свое стремление к Богу. Следует отметить, что знакомый Льву Кавелину по военной службе в Ораниенбауме отставной артиллерийский подпоручик Иван Андреевич Половцев, впоследствии архиепископ Ювеналий, 15 марта 1847 г. поступил в скит Оптиной пустыни по совету настоятеля Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Возможно, поступление друга в монашество пробудило и у Льва Кавелина желание скорее последовать его примеру с вручением себя в духовное окормление старцу, но прп. Макарий в письме от 12 апреля 1847 г. намекал на несвоевременность такого решения.

Скорее всего, писем прп. Макария не стало утешительным для Льва Кавелина, так как он имел горячее желание найти именно в данный момент духовного руководителя. О последнем он спрашивал и С. А. Бурачка. Поэтому-то Степан Анисимович писал 22 февраля 1847 г. в ответном письме Льву Кавелину: «Если Господь не посылает вам видимого, святого руководителя под рукою, то это значит, что Господь желает Сам быть вашим руководителем — ищите Его в себе, в сердце своем». Вместе с этим Бурачек советовал просить Господа, чтобы Он научил молиться, жить в послушании Ему и внутренней молитве, чаще ходить в церковь и причащаться.

Однако, согласно исследованию иерея Иоанна Кудласевича, Лев Кавелин тогда еще переживал душевную драму, заключающуюся в отношениях с некоей Филимоновой, на брак с которой не благословляли его родители, потому что это угрожало репутации гвардейского офицера. Именно по этой причине и С. А. Бурачек писал в письме от 22 июля 1847 года: «Именем Божиим заклинаю вас перервите решительно всякие сношения и виды на Филимонову: попечение о завтрем всякие отлагайте. <…> Господь смотрит, как вы тут поступите: самочинно, или, довольствуясь настоящею минутою, все будущее, безусловно и беспопечительно предоставите Премудрому и Всесильному Господу, Который прежде прошения знает, что для нас лучше». Хотя эта душевная драма тяжело переживалась молодым офицером, но он не пошел против воли родителей и советов своих духовных наставников. Он стал терпеть укоризны и насмешки, оставшись на месте своего служения с преданием себя в волю Божию.

Можно утверждать, что разговор старца Макария и Льва Кавелина осенью 1847 г. все же состоялся. Так, 20 мая 1847 г. гвардейский офицер в письме к иноку Петру (Григорову) сообщал о своем намерении посетить Оптину пустынь осенью, а из письма старца Макария насельнику Киево-Печерской лавры иеромонаху Мелетию (Антимонову) известно о состоявшемся посещении офицера Кавелина Оптиной пустыни осенью 1847 г. Письмо свидетельствует о передаче Львом Кавелиным в обитель благословения и подарков от киевского митрополита. Причем, утверждая, что гвардейский офицер осенью 1847 г. посетил старца Макария на обратном пути из Киева, можно допустить и то, что он заезжал в Оптину пустынь и по дороге к киевским святыням. Поэтому столь долгожданный Львом Кавелиным разговор со старцем Макарием мог состояться уже в пер- вое посещение. Многое могло быть обсуждено в этой встрече со старцем. При этом, не имея подтвержденных фактов, трудно сказать о последующих посещениях гвардейским офицером родителей и Оптиной пустыни в 1848–1850 гг.

Но, несмотря на отсутствие писем Льва Кавелина, прп. Макарий мог получать информацию о нем от проживающего в Предтеченском скиту иеросхимонаха Иоанна (Малиновского), автора известных противораскольнических произведений. Сохранилось шесть писем отца Иоанна к Льву Кавелину (с 19 января1847 г. по 2 сентября 1849 г.). В них излагаются не только просьбы о помощи в скорейшем прохождении его книг в санкт-петербургской духовной цензуре, но имеются и свидетельства о письмах гвардейского офицера к своим родителям, в которых передавались поклоны и добрые пожелания отцу Иоанну.

Преподобный Макарий получал сведения о Льве Кавелине от его родителей, которые регулярно посещали Оптину пустынь для исповеди и причастия. Эти сведения старец сообщал в письмах к некоторым монахиням. Так, к будущей монахине Севского монастыря Магдалине (Воейковой Анне Ивановне) старец писал 2 декабря 1847 г. о переводе гвардейского офицера в Воронежский кадетский корпус. А 25 июня 1848 г. он сообщал ей же: «Левочка пишет (родителям. — еп. Л.), что в Петербурге холера». Более того, в письме к монахине Борисовской пустыни Тавифе (Варпаховской), которая была наставницей сестры Льва Кавелина, Александры, старцем 28 августа 1848 г. говорилось о нем, как о молодом религиозном человеке, который «имеет намерение в монастырь, но родители не позволяют, а велят служить». Наконец, в письме от 5 марта 1849 г. к той же монахине старец сообщал, что Лев Кавелин здоров и занят делами.

Может быть, перерыв в переписке со старцем Макарием объясняется и тем, что в это время Лев Кавелин обращался с духовными вопросами к архимандриту Игнатию, по совету которого могло произойти в августе 1850 г. посещение Валаамского монастыря и беседа с настоятелем обители игуменом Дамаскиным, хорошо знакомым настоятелю Сергиевой пустыни. Это недельное посещение, вероятно, было связано с духовными поисками гвардейского офицера. Именно после этой поездки 7 сентября 1850 г. он написал письмо игумену Дамаскину, в котором как раз пояснял причину его задержки ухода в монастырь: «Настоящая моя служба и труды, с ней сопряженные, есть жертва, приносимая мною моему семейству — в лице двух братьев, которых приходится мне содержать, — вот самая крепкая связь моя с миром, но душа моя, как тоскующая голубица, давно витает меж небом и землей, равно не принадлежа обоим».

Возобновление же переписки с преподобным Макарием произошло по инициативе старца 25 марта 1850 г. Письмо начиналось вежливыми и вместе с тем робкими словами, которые наводят на мысль о некотором разрыве в общении по причине непонимания Львом Кавелиным наставлений старца Макария: «Простите, что беспокою вас моею просьбою…». Это письмо к Льву Кавелину не содержало наставлений, а только просьбу помочь с прохождением цензуры книги «Царский путь Креста Господня, вводящий в живот вечный» и поздравление с Пасхой. Вероятно, ответа на это письмо не было, потому что следующая краткая записка от 29 апреля 1850 г. содержала пасхальное приветствие и гласила: «Читал письмо ваше к родителям и потому посылаю рукопись; а когда получу ваше письмо, тогда буду и писать».

Ответное письмо Львом Кавелиным было написано только 2 июня 1850 г., на которое старец Макарий после своего возвращения из паломничества в Воронеж и Киев ответил 29 июля. Ответ старца содержал не только благодарность за принятие во внимание просьбы и извинения, что рукопись была послана без письма, но и наставления о безропотном несении крестов, которые посылаются промыслом Божиим для приведения в истинное любомудрие. Разумеется, письма от 25 марта и 29 апреля 1850 г. не были опубликованы при первом издании 1862 г., так как не содержали духовных наставлений. Таким образом, за 1850 г. прп. Макарием было написано Льву Кавелину только три письма.

В 1851 г. прп. Макарием написано уже шесть писем Льву Кавелину, четыре из которых были опубликованы в сокращении еще в 1862 г., а в 2011 г. их стало пять. Также была найдена записка старца, хранящаяся с письмом его матери от 21 сентября 1851 г., которая просила сына не удаляться от нее на Валаам. Письмо Марии Михайловны Кавелиной написано после того, когда в конце лета 1851 г. ее сын посетил Оптину пустынь и встречался со старцем Макарием, а на обрат- ной дороге в полк заезжал в Москву и Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры для беседы со святителем Московским Филаретом. Разумеется, главной темой писем старца и бесед этого года были советы по духовной борьбе Льва Кавелина и по определению места его будущей монашеской жизни.

Наконец, зимой 1852 г., перед уходом Льва Кавелина в монастырь, было на- писано прп. Макарием четыре письма, три из которых опубликованы в 1862 г. (без разделения писем от 1 и 20 января), а в 2011 г. все три письма (1, 20 и 26 января) опубликованы раздельно. В первых двух главная мысль — написание и подача прошения в отставку с военной службы, а в третьем — согласие старца Макария на принятие Льва Кавелина под свое духовное руководство.

Следует привести и последнее письмо прп. Макария к Льву Кавелину перед прибытием его в скит Оптиной пустыни. Это письмо не было опубликовано, вероятно, потому, что хранилось среди писем послушника Ивана Половцева. Пребывая в Предтеченском скиту и являясь письмоводителем преподобного Макария, послушник Иван иногда писал письма под диктовку старца и несколько раз вместе с ними посылал свои. Два небольших письма его к Льву Кавелину находятся и среди писем старца. Поэтому неудивительно, что среди писем послушника Ивана сохранилось письмо самого старца Макария. Переписываясь с Львом Кавелиным, послушник Иван знал о решительном намерении первого оставить военную службу и прийти на жительство в оптинский скит, а поэтому по-дружески сообщал свои добрые пожелания о скорейшем уходе из мира. Последнее письмо преподобного Макария — поздравление по случаю дня ангела. На самом письме нет даты, но из контекста понятно, что оно написано 19 февраля 1852 г. Старец Макарий поздравлял Льва Кавелина и вновь давал наставления о неминуемой брани в миру для желающих монашеской жизни, советовал не быть самонадеянным, но смиренно призывать помощь Божию, так как Господь силен устроить приход в тихую обитель по желанию сердца. Затем старец сообщал, что в обители Льва Кавелина ожидают к концу уже начавшегося в то время Великого поста.

Из письма становится известно и о произведении Михаила Кавелина в офицеры, что делало его уже самостоятельным, а Льва Кавелина освобождало от за- бот о брате, что удерживало его в миру. Старец желал Льву Кавелину видеть свои благие труды по воспитанию брата, которые могут принести пользу как для него самого, так и для общественной жизни. Вместе с тем он предупреждал о возможных искушениях, которые бывают в самостоятельной жизни.

В завершение письма старец Макарий сообщал, что в начале поста была для говения в обители и Мария Михайловна, которая, конечно, сама могла написать сыну об этом. Также старец сообщал о предыдущем своем письме от 26 января, которое было ответом на письмо Льва Кавелина от 15 января.

Подводя итог, заметим, что первое письмо Льва Кавелина к преподобному Макарию было написано в декабре 1845 г., а ответное письмо старца последовало 1 января 1846 г. Причиной переписки стало посещение Львом Кавелиным Предтеченского скита осенью 1845 г., когда произошло сближение со старцем, а также описание случившегося искушения с просьбой совета старца. Завершало переписку 18-е письмо старца, написанное в день 30-летия Льва Кавелина.

Хотя в целом письма старца и были регулярными, но имели перерыв почти в три года, что объясняется отсутствием в это время писем от самого Льва Кавелина. Перерыв, предположительно, можно объяснить некоторым разрывом в их общении, связанным с непониманием Львом Кавелиным наставлений старца.

В основном письма преподобного Макария, написанные Л. А. Кавелину в период военной службы, были для гвардейского офицера руководством к духовной брани при подготовке к монашеской жизни. Окончанием же домонастырского периода переписки стало поступление Л. А. Кавелина в Предтеченский скит Оптиной пустыни под духовное руководство старца Макария в 1852 г.

Последнее письмо иеромонаха Макария (Иванова) Л. А. Кавелину перед поступлением его в Предтеченский скит Оптиной пустыни.

Достопочтеннейший о Господе Лев Александрович!

Завтрашний день, день Вашего Ангела, с которым Вас усердно поздравляю. Сам Премилосердный Господь да утешит Вас утешением духовным, к укреплению в духовном подвиге и брани настоящей и предлежащей в предпринимаемом Вами пути. Я уверен, что Вы, слыша брань, не убоитесь от слуха сих слов, но мужественно уготовитесь к оной, без самосожаления, но надеясь на Подвигоположника нашего Господа Иисуса Христа. А без брани ни себе не поможете, ни искусство стяжаете. В посланном письме Вашем Вы прекрасно выражаете стремление Ваше к Горнему Иерусалиму; и вместе сознаете немощность своего устроения, избрание благого пути и взятие на себя благого ига послушания и отрекаясь своей воли и разума. Но должно Вам знать, сколько душеспасителен сей путь, столько он и ненавистен врагу спасения нашего. И потому он старается ухищрять разного рода брани дабы ими не допустить до сего, или расторгнуть сей союз и воспретить идти путем сих благ. Внимайте сему и будьте тверды без самонадеяния. На смиренные Бог призирает и подает Свою помощь; Он силен привести Вас в благоутишное пристанище и исполняет желание сердца твоего.

Мы уже проходим первую седмицу св. поста. Начало сделано, а к концу по- ста ожидаем Вашего прибытия, чтобы вместе воспомянуть Страдания Спасите- ля нашего, встретить и сладкое Его радостное для всех воскресение!

Желаю получить Вам утешение вида братца Вашего, произведенного в офицеры, и чтобы советы Ваши пали на добрую землю сердца его и принесли плод сторичный для пользы его и общественной жизни. Он вступает в круг неприятный ему и где сокрыто много сетей и козней вражия, от которых да оградит его Господь.

Матушка Ваша эту неделю здесь говела. Может быть, и особо Вам напишет, или уже писала. Я писал к Вам на письмо Ваше 15 генваря 26 числа.

Испрашиваю на Вас мир и благословение Божие, остаюсь желатель Вашего здравия и спасения и недостойный богомолец многогрешный иеромонах Макарий.  

________________________________________

 

1. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти старца Оптиной пустыни иеросхимо- наха Макария / сост. иером. Л[еонид (Кавелин)]. М., 1861. С. 132.

2. См.: Летопись скита Оптиной пустыни: в 2 т. / введ. и коммент. еп. Леонида (Толмаче- ва). Козельск, 2022. Т. I: 1820–1882. С. 471; Корсунский И. Архимандрит Леонид (Кавелин): Очерк его жизни и учено-литературной деятельности // Библиографические записки. 1892.

№ 9. С. 618; Макарий Оптинский, прп. Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирским особам. Т. I: А–И / вступ. ст. С. О. Захарченко; коммент. В. В. Кашириной, С. О. За- харченко, Т. В. Панюковой. Петрозаводск, 2010. С. 3.

3. Собрание писем блаженныя памяти Оптинскаго старца иеросхимонаха Макария. Мо- сква. 1861 года: Письма к мирским особам // Домашняя беседа. 1862. Вып. 9. С. 222.

4. Каширина В. В. Литературное наследие Оптиной пустыни. М., 2006. С. 219.

5. Собрание писем блаженныя памяти Оптинскаго старца иеросхимонаха Макария. Письма к мирским особам. М., 1862. С. 188–210; То же. Изд. 2-е (с алфавитным указателем). М., 1880; То же. [Репринт. изд.]. СПб., 1993.

6. Макарий Оптинский, преп. Письма к мирским особам. М., 2012. С. 199–220. Пись- ма 88–99.

7 «Будем идти путем смирения»: Письма преподобного Макария Оптинского Льву Алек- сандровичу Кавелину. М., 2004. С. 5–28.

8. Впоследствии издавались общие сборники писем Оптинских старцев. Так в 2001, 2003 и 2007 гг. выходил сборник писем, в котором опубликовано пять писем (1846, 1847, 1850 и 1851) старца Макария к Льву Кавелину (см.: Письма великих Оптинских старцев / сост. А. Д. Червя- кова; вступ. ст. митр. Питирима (Нечаева). 3-е изд. М., 2007. С. 268–277). Эти же письма, но с подзаголовками, опубликованы в 2015 г. («В терпении вашем стяжите души ваши»: избранные письма преподобных Оптинских старцев Макария и Амвросия / разработка и оформление Д. Шимилиса. М., 2015. С. 106–113). В 2006 г. появился сборник избранных писем прп. Мака- рия, адресованных мирским особам, где были помещены четыре его письма к Льву Кавелину за 1846, 1847, 1850 и 1852 гг. (Макарий Оптинский, прп. Слово на пользу вашу: сб. писем / ред.- сост. иером. Николай (Павлык). М., 2006. С. 156–163).

9. О проделанной работе по подготовке к изданию эпистолярного наследия преподобного

Макария подробно сообщалось С. О. Захарченко (см.: Захарченко С. О. Эпистолярное на- следие преподобного Макария Оптинского // Сборник тезисов докладов Международной научной конференции «Духовное и культурное наследие монастырей Русской Православной Церкви. К 500-летию Московского Новодевичьего монастыря». М., 2019. С. 65–69; Она же. Подготовка к изданию эпистолярного наследия преподобного Макария Оптинского // Мери- диан. 2020. №. 2 (36). С. 1–4).

10. Макарий Оптинский, прп. Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мир-

ским особам. Т. II: К–С / коммент. С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2011. С. 3–22.

11. Каширина В. В. Архимандрит Леонид (Кавелин) перед отъездом в Иерусалимскую миссию // Святая Земля: историко-культурный иллюстрированный альманах. Юбилейный

выпуск «Русская Палестина: люди и судьбы: к 165-летию Русской Духовной миссии в Иеруса- лиме». М., 2012. Ч. 1. С. 115–116; Она же. Архимандрит Леонид (Кавелин) как агиограф Опти- ной пустыни // Богословский вестник. 2021. № 3 (42). С. 243–244, 247.

12. Кудласевич И., иер. Жизнь до поступления в монашество // От Иерусалима до Нового Иерусалима. К 200-летию со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина): колл. моно- графия / отв. ред. Л. А. Беляев. М., 2022. С. 34–39; Он же. Феномен монашества архимандрита Леонида (Кавелина) // Церковный историк. 2022. № 2 (8). С. 145–147.

13. См.: Леонид (Толмачев), еп. Архимандрит Леонид (Кавелин) и его выбор скита Опти- ной пустыни местом монашеской жизни // Церковный историк. 2022. № 2 (8). С. 118–121

14. См.: Леонид (Толмачев), еп. Указ. соч. С. 104–125; Кудласевич И., иер. Жизнь до по- ступления в монашество. С. 18–40; Он же. Феномен монашества архимандрита Леонида (Ка- велина). С. 140–147.

15. См.: Леонид (Толмачев), еп. Указ. соч. С. 118.

16. См.: Макарий Оптинский, прп. Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирским особам. Т. II. Письмо № 652 от 1 января 1846 г. С. 3.

17. См.: Макарий Оптинский, прп. Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирским особам. Т. II. Письмо № 654 от 26 ноября 1846 г. С. 7.

18. См.: Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти старца Оптиной пустыни иерос- химонаха Макария. С. 104.

19. См.: Макарий Оптинский, прп. Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирским особам. Т. II. Письмо № 656 от 12 апреля 1847 г. С. 8–9.

20. См.: Летопись скита Оптиной пустыни: в 2 т. Т. I: 1820–1882. С. 106; ОР РГБ. Ф. 148.

К. 4. Ед. хр. 7. Л. 1.

21. ОР РГБ. Ф. 148. К. 5. Ед. хр. 57. Л. 7.

22. Там же.

23. См.: Кудласевич И., иер. Жизнь до поступления в монашество. С. 34–36.

24. ОР РГБ. Ф. 148. К. 5. Ед. хр. 57. Л. 8, 9.

25. ОР РГБ. Ф. 213. К. 98. Ед. хр. 32. Л. 3.

26. См.: Макарий Оптинский, прп. Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахам / коммент. С. О. Захарченко, Т. В. Панюковой. Т. II: В–Ю. Петрозаводск, 2014. Письмо № 729 от 7 октября 1847 г. С. 206–207.

27. ОР РГБ. Ф. 148. К. 7. Ед. хр. 5. Л. 3, 11.

28. См.: Макарий Оптинский, прп. Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирским особам. Т. I. Письма № 217 от 2 декабря 1847 г. С. 211; № 219 от 20 декабря 1847 г.

С. 212; № 233 от 19 мая 1848 г. С. 225; № 251 от 28–31 июля 1848 г. С. 261; № 271 от 3 февраля

1849 г. С. 303.

29. О возможном переводе Л. А. Кавелина в Воронеж упоминалось 22 июля 1847 г. и С. А. Бурачком (ОР РГБ. Ф. 148. К. 5. Ед. хр. 57. Л. 8 об.).

30. См.: Макарий Оптинский, прп. Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирским особам. Т. I. Письмо № 217 от 2 декабря 1847 г. С. 211.

31. Там же. Письмо № 241 от 25 июля [1848 г.]. С. 242.

32. Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахиням / вступ. ст. С. О. За- харченко; коммент. С. О. Захарченко, Т. В. Панюкова. Козельск, 2021. Т. III: Н–Х. Письмо

№ 1352 от 28 августа 1848 г. С. 329.

33. См.: Там же. Письмо № 1359 от 5 марта 1849 г. С. 338.

34. См.: Леонид (Толмачев), еп. Указ. соч. С. 115–116.

35. ОР РГБ. Ф. 148. К. 5. Ед. хр. 3. Л. 1 об.

36. Макарий Оптинский, прп. Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мир- ским особам. Т. II: К–С. Письмо № 657 от 25 марта 1850 г. С. 10.

37. Там же. Письмо № 658 от 29 апреля 1850 г. С. 10.

38. Во всех сборниках писем ставилось «2 июля», но это неточность, которая понятна из контекста письма, ибо невозможно написать письмо 2 июля и отправить корреспонденту, чтобы он получил его в «последних числах июня». При правильном распознании текста ори- гинала письма видно, что это «2 июня» (ОР РГБ. Ф. 148. К. 7. Ед. хр. 5. Л. 14).

39. См.: Макарий Оптинский, прп. Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирским особам. Т. II: К–С. Письмо № 659 от 29 июля 1850 г. С. 11.

40. «Вчера на праздник ваши были здесь: и батюшка, и матушка, и тетеньки. Матушка про- сила меня написать к вам, чтоб вы ей не подавали скорби тем, чего она боится…» (Впервые опубликовано: Леонид (Толмачев), еп. Указ. соч. С. 118).

41. См.: Леонид (Толмачев), еп. Указ. соч. С. 119; Кудласевич И., иер. Жизнь до поступле- ния в монашество. С. 38.

42. ОР РГБ. Ф. 148. К. 7. Ед. хр. 5. Л. 23, 29–29 об.

43. Там же. Л. 23; К. 8. Ед. хр. 56. Л. 1 об., 2 об.

44. ОР РГБ. Ф. 148. К. 8. Ед. хр. 56. Л. 2–2 об.

45. Начальные буквы молитвы «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас».

Библиография

1. Захарченко С. О. Подготовка к изданию эпистолярного наследия преподобного Макария Оптинского // Меридиан. 2020. № 2 (36). С. 1–4.

2. Захарченко С. О. Эпистолярное наследие преподобного Макария Оптинского // Сбор- ник тезисов докладов Международной научной конференции «Духовное и культурное наследие монастырей Русской Православной Церкви. К 500-летию Московского Новодевичьего монастыря». М., 2019. С. 65–69.

3. Каширина В. В. Архимандрит Леонид (Кавелин) как агиограф Оптиной пустыни // Богословский вестник. 2021. № 3 (42). С. 239–256. DOI: 10.31802/GB.2021.3.41.013

4. Каширина В. В. Архимандрит Леонид (Кавелин) перед отъездом в Иерусалимскую Мис- сию // Святая Земля: историко-культурный иллюстрированный альманах. Юбилейный выпуск «Русская Палестина: люди и судьбы: к 165-летию Русской Духовной мис- сии в Иерусалиме». М., 2012. Ч. 1. С. 112–125.

5. Каширина В. В. Литературное наследие Оптиной пустыни. М., 2006.

6. Кудласевич И., иер. Жизнь до поступления в монашество // От Иерусалима до Нового Иерусалима: к 200-летию со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина): колл. монография / отв. ред. Л. А. Беляев. М., 2022. С. 18–40.

7. Кудласевич И., иер. Феномен монашества архимандрита Леонида (Кавелина) // Церковный историк. 2022. № 2 (8). С. 138–156. DOI: 10.31802/CH.2022.8.2.008

8. Леонид (Толмачев), еп. Архимандрит Леонид (Кавелин) и его выбор скита Оптиной пустыни местом монашеской жизни // Церковный историк. 2022. № 2 (8). С. 104–125. DOI: 10.31802/CH.2022.8.2.006

 

Источник: Епископ Искитимский и Черепановский Леонид. Письма преподобного Макария Оптинского к Л. А. Кавелину: возникновение переписки и её регулярность, публикация последнего письма.