Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Философский концепт совершенства человека в период поздней античности
Философский концепт совершенства человека в период поздней античности
Приблизительное время чтения: 33 мин.
100%


Аннотация: В статье соискателя ОЦАД, иеродиакона Феодора (Бенедисюка), раскрывается представление о совершенстве человека в завершающий период истории античной философии, в который главной стала проблема человека, метафизические вопросы уступили место этике и был осуществлен синтез всех предыдущих систем. Связь современного мира именно с этой эпохой обусловливается похожими проблемами, кризисом человека, когда вместо старых, не выдержавших критики философских воззрений еще не были сформированы и осмыслены новые. В статье проводится обзор основных философских идей и ценностей поздней античности для качественного осмысления акцентов философской мысли эпохи и дальнейшего систематизированного изложения представления о совершенстве человека по творениям философов эпохи поздней античности. Философский анализ концепций человеческого совершенства в поздней античности, таким образом, становится решением проблемы определения нравственного идеала, человеческого совершенства и способов его достижения в наше время.

***

Самой главной проблемой XXI века, по всеобщему признанию философов, остается проблема человека[1]. Повышенное внимание к проблеме человека в современной философской мысли обусловлено духовно-нравственными проблемами человеческого общества и антропологической катастрофой, разворачивающейся в наши дни[2]. Одна из составляющих данного кризиса — отсутствие ясного, целостного представления о человеческом совершенстве у людей нашего времени.

Современная проблематика

В современном обществе все чаще обсуждается обострившаяся проблема нравственного идеала[3], искажение жизненных ценностей и смыслов[4]. В философской науке возникают идеи о невозможности морального, нравственного совершенства человека в принципе. Так, например, открыто идет вразрез с устоявшимся философским пониманием этической концепции, унаследованной в основном от античных авторов, профессор этики и философии Майкл А. Слот, получивший докторскую степень в Гарвардском университете. В своей книге «Невозможность совершенства: Аристотель, феминизм и сложности этики» он оспаривает традиционное для античной эпохи (а также для многих современных философских концепций) представление о добродетели и человеческом благе и пытается обосновать невозможность нравственного совершенства, развивая идеи философа Исаии Берлина[5].

В такой ситуации — ситуации антропологической катастрофы[6] — для человека становится невозможным обрести истинный смысл жизни, познать свое предназначение, выстроить правильный жизненный маршрут. Философское осмысление представления   о нравственном идеале, совершенстве человека в наше время, таким образом, становится путем преодоления современного кризиса, важным фактором выживания человечества.

Ориентированность современной философской мысли

В последние годы наблюдается особый интерес философской мысли к поиску решения проблемы определения нравственного идеала, человеческого совершенства и способов его достижения. Для решения данной проблемы современные исследователи все чаще обращаются к философии поздней античности как к одному из важнейших переходных периодов истории человечества, стремясь переосмыслить основы западного духовно-нравственного, социального и культурного развития.

Первоисточники

Основным источником философского представления о совершенстве человека в период поздней античности являются, прежде всего, сочинения Плотина. В этических трактатах первой «Эннеады», а также четвертой, пятой и шестой (о Душе, об Уме и о Едином соответственно) Плотин описывает признаки человеческого совершенства и способы восхождения к нему[7]. Наиболее пространно об этом сказано в трактатах «О прекрасном», «О бессмертии души», «О судьбе», «О сущности души», «О трех начальных субстанциях», «О нисхождении души в тела» и «О познающих субстанциях и о том, что выше их»[8]. Последователи Плотина оставили множество собственных произведений, в которых выражается их представление о совершенстве человека. Взгляды Порфирия по данному вопросу отражаются в трактате «Введение к “Категориям” Аристотеля», а также в сочинении блаженного Августина «О граде Божием». У Прокла суждения о проблеме совершенства человека можно найти в трактатах «Первоосновы теологии», «Платоновская теология», комментариях к «Тимею» Платона и «Эннеадам» Плотина. У Ямвлиха интерес для нашего исследования представляют комментарии на платоновские «Диалоги» и аристотелевские трактаты, «Жизнь Пифагорова» и богословско-теургические сочинения.

Кроме вышеназванных авторов стоит назвать их предшественников. Так, тема совершенства человека раскрывается в сочинениях Эпикура — «Письмо к Геродоту», «Письмо к Менекею», «Главные мысли», Сенеки — «Нравственные письма к Луциллию», «О милосердии», Марка Аврелия — «К самому себе», Секста Эмпирика — «Три книги Пирроновых положений» и «Против ученых». Важным источником понимания философской мысли поздней античности, в том числе о совершенстве человека, является и произведение Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

Современные исследования

Среди современных зарубежных исследований по данной теме можно указать проект Исследовательского совета Лёвенского университета «Стремление к совершенству: совершенная жизнь в поздней античности — путешествие между идеалом и реальностью»[9]. В рамках проекта было проведено критическое исследование одной из фундаментальных идей древнегреческой культуры первых семи веков н. э. — поиски совершенства. Команда поставила задачу провести всестороннее исследование аспектов античных идеалов совершенства. Однако систематизированного изложения, позволяющего сформировать целостное представление об идеале нравственного совершенства, в результатах этого проекта не наблюдается.

Из зарубежных работ по данной тематике заслуживают внимания «Стремление к святости в поздней античности» Роберта  Киршнера[10], «Плотин о чувственных деталях и индивидуальных сущностях» Рик- кардо Кьярадонны[11], «Личность и Воскресение в некоторых текстах поздней античности» Яниса Пападогианнакиса[12], «Личность и фор- мирование идентичности в монашестве в поздней античности» Алек- сиса Торранса[13], а также «Личность и богословская дискуссия о “ипо- стаси”» Йоханнеса Захубера[14].

Позволяет глубже рассмотреть исследуемый вопрос достаточно спорное толкование античной мысли о человеческом совершенстве профессора этики в университете Майами Майкла А. Слота, представленное в его произведении «Невозможность совершенства…»[15]. Полезными для нас оказываются конструктивные выводы из критических отзывов на данную книгу Майкла А. Слота Стивена Л. Андерсона[16] и Алана Т. Вилсона[17].

К числу последних отечественных работ, касающихся предмета нашего исследования, относится учебно-методическое пособие под редакцией профессора Г. В. Микиртичан «Философские проблемы человека и общества»[18]18. Для нашей работы здесь, помимо качественного анализа античных философских систем, полезными являются выводы из параграфов о философской антропологии, социальной философии, нравственных измерениях и политико-правовой сфере эпохи поздней античности в сравнении с проблемами современной цивилизации. Кроме того, следует отметить материалы статьи «Философские версии совершенного человека: концептуалистский подход» М. А. Меликян[19].

Среди множества научных работ можно выделить несколько монографий, статей и диссертаций, затрагивающих различные аспекты предмета нашего исследования. Тематическая близость прослеживается с монографией Г. В. Иванченко «Идея совершенства в психологии и культуре», в первом параграфе первой главы которой автор приводит краткий обзор античных представлений о совершенстве, «идеальном человеке» и «новом человеке»[20]. Также можно отметить диссертацию кандидата философских наук А. М. Стрельцова «Концепция бесстрастного страдания в поздней античности»[21], монографию А. А. Каменских «Принцип софийности в культуре поздней античности»[22], работу А. И. Дмитриевой «Основные понятия теории добродетели»[23], статьи А. В. Сёмушкина «Античная калокагатия как общечеловеческий идеал совершенства» и В. В. Лапкина, В. И. Пантина «Поздняя античность и современность: опыт сравнительного политического анализа»[24].

Кроме того, для изучения специфики социально-исторических условий и анализа философских учений данной эпохи требуется обращение к общим работам по истории античной философии. В тру- де Артура Х. Армстронга «Введение в античную философию»[25] особенно полезным для нашей статьи оказался авторский анализ учения «о Логосе от Гераклита до Плотина», сократовского представления о душе как разумной личности, а также философии Платона и неоплатонизма. В книгах Пьера Адо «Что такое античная философия?»[26], «Плотин, или Простота взгляда»[27], а также сборнике «Духовные упражнения и античная философия»[28] автор не только пространно раскрывает учение о человеке философов поздней античности, но и призывает к нравственному обновлению. Философские учения о человеке разбираются в трудах А. Ф. Лосева «История античной философии в конспективном изложении»[29], С. В. Светлова «История античной философии»[30], Вернера Йегера «Пайдейя. Воспитание античного грека»[31] и др.

Основные философские идеи и ценности поздней античности

Основанная Антисфеном философская школа киников продолжала развивать идеи Сократа. При этом киники ограничились лишь внешними проявлениями практической морали Сократа, оставив без внимания смысловое, интеллектуальное содержание его учения. Результатом такого подхода стало формирование идеалов самодостаточности человека, апатии и безразличия с аскетическими тренировками[32]. Концепция киников была преодолена философией стоиков.

Основателем стоицизма считается Зенон Китийский. Философская концепция стоиков, оформившаяся в конце IV века до Р. Х., вызывала тогда не меньший интерес, чем философия Платона и Аристотеля. Представителями этого учения были люди самого разного социального положения: Сенека (государственный деятель), Эпиктет (раб), Марк Аврелий (император). Стоики учили, что «философия состоит из логики, физики и этики, уделяя большое внимание семиотике»[33]. В гносеологии они придерживались сенсуализма, а их онтология выражается тремя положениями: монизмом, материализмом и пантеизмом. Одним из фундаментальных вопросов стоицизма являлась проблема необходимости и свободы воли.

В учении о человеке стоики придерживаются мнения, что человек не занимает какого-либо особого положения в общем порядке бытия, однако имеет в себе частицу божественной пневмы, которая существует в нем, давая жизнь телу[34]. Этическое учение стоиков: для достижения счастья, идеала стоического мудреца, то есть человеческого совершенства, необходимо жить сообразно природе, согласно с законами разума и с полной покорностью судьбе. Сам человек является участником космических законов и космической судьбы[35]. Счастье состоит в атараксии, то есть душевном спокойствии, невозмутимости. Достигается атараксия сознательным подчинением космическим законам. Богатство не является ценностью; самой главной ценностью является добродетель. Среди добродетелей на первом плане у стоиков выступают разумение, мужество, справедливость и здравомыслие[36]. Важнейшим философским построением стоицизма стало признание так называемого благородства души самым главным в жизни человека, высшей ценностью.

Указания на способы обретения счастья, достижения полного покоя содержала и философская концепция эпикуреизма. Его основатель Эпикур учил, что для познания счастья также нужна логика и физика. При этом эпикурейцы определяли три основных составляющих счастья: отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия) и дружба[37]37. Этическое учение эпикуреизма было направлено на удовлетворение человеческого стремления к счастью. Эпикурейцы полагали главным для человека достижение счастья, которое не может быть достигнуто без наслаждения жизнью. Главной ценностью становится получение удовольствия. При этом, однако, эпикурейцы отмечали временный характер, ограниченность и непостоянство телесных удовольствий и призывали к благоразумию и умеренности. Эпикуреизм признает также, что душевный покой выше телесных наслаждений, так как может быть постоянным. Квинтэссенцией этического учения эпикурейцев становится тезис: счастье есть умеренное наслаждение.

Появление философской концепции скептицизма связывают с реакцией, прежде всего, на учение стоиков. Во II–III веках Секст Эмпирик систематизировал идеи древнегреческих скептиков от Пиррона до Энесидема. Секст сформулировал суть философии скептицизма в противопоставлении явления мыслимому. Вследствие равносильности противоположных вещей и речей, утверждали стоики, необходимо сперва воздерживаться от суждения, а затем переходить к невозмутимости[38]. Скептики догматизируют сомнение, утверждая, что невозможно что-либо знать наверняка, стремясь к опровержению догм всех философских концепций.

Скептики также обращаются к проблеме человеческого счастья. Мир они считают непостоянным, иллюзорным, изменчивым, чувства — лживыми, разум — противоречивым. Это, по мнению скептиков, свидетельствует о невозможности познания сущности вещей, отсутствии истины в мире, вероятностном характере всякого познания. Поэтому они призывают воздерживаться от догматических суждений, сохраняя безмятежность, мудрое молчание, внутренний покой[39].

К началу III столетия в конкурентной борьбе философских школ за право выражать концепцию всей философии эллинизма, охватывающую все прежние традиционные учения, побеждает неоплатонизм. Это новая философская система на основе идей Платона, но дополненная воззрениями Аристотеля, пифагорейцев, эпикурейцев, стоиков и скептиков.

Внимание Плотина было направлено на проблему человека, его скорбного существования в этом мире и поиска путей его спасения.

В философской концепции Плотина, в ее основании и конечной фазе, был Бог. Начальные положения касаются божества, а окончательным требованием учения Плотина становится единение человека с Богом. Плотин отвергал пантеизм, ему ближе идеи Сократа, чем стоиков, в этом вопросе. Онтологические взгляды Плотина сводятся к пониманию существования, помимо материального, духовного бытия, которое делится на три субстанции: Душа, Ум и Единое.

Плотин пытается решить проблему самопознания. Он критикует стоическое, эпикурейское, пифагорейское и аристотелевское представления о человеческой душе, противопоставляя им учение Платона. Плотин утверждает, что человек состоит из души и тела, душа управляет телом и тело зависит от души. Душа человека созерцает Ум и Единое, существует в сверхчувственном мире и при этом входит в состав Мировой Души. Соединение души с телом, по учению Плотина, обусловлено излиянием полноты Единого и в то же время наказанием за грех в домирном бытии[40].

В своем учении о человеке Плотин определяет три типа людей: живущие подобно животным, имеющие лишь тело (эпикурейцы); осознающие в себе душу и устремляющие ее к высшему, но не имеющие истинного знания (стоики); обладающие истинным знанием, способные к созерцанию Единого, Бога (платоники).

Обращение философской мысли поздней античности к проблеме личности человека особенно заметно в учении Плотина. Он использует собственную терминологию, выстраивая свою теорию личности человека. Главной целью человека является восхождение на уровень Ума и оттуда созерцание Единого. «Созерцая Единое, человек полностью актуализируется, становится истинным бытием, теряет связь со своей временной телесной оболочкой, выходит из времени в вечность, выходит из мира зла в мир истинно благой и таким образом достигает спасения»[41].

После Плотина самыми влиятельными представителями неоплатонизма считают Порфирия, Ямвлиха и Прокла.

Главная задача философского учения Порфирия — нахождение способов очищения и спасения души. Он определяет четыре типа добродетелей: политические (этические), катартические (очищающие душу), душевные (устремление к Богу) и парадейгматические (постоянное созерцание Бога). Порфирий обосновывает теургию посредством своего учения о симпатической гармонии. Кроме того, Порфирий анализирует сущность категорий, общих понятий. Вводит свою классификацию в форме древа, с помощью которого можно восходить к общим сущностям или нисходить к частным[42]. Ямвлих в отличие от Плотина разделил и Единое на два Единых: «Единое как превосходящее и Единое деятельное, Единое как благо и Ум, который сначала раздваивается, а потом проходит трехчастное деление»[43]. Ямвлих проводит масштабную фрагментацию души с возникновением множества богов. Здесь прослеживается попытка реабилитации языческой религии, которую Ямвлих превозносит над философией. Большое внимание Ямвлих уделяет проблеме индивидуальных душ, а также теургии. «Философия Прокла тоже умножает ипостаси, называя их богами, пользуется символикой теургии и поставляет религию над философией»[44]. В отличие от философии Плотина, «учение Прокла зло определяет не как небытие, а как побочный результат взаимодействия благих сущностей»[45].

Сущность человеческого совершенства и его основные аспекты в философских концепциях поздней античности

Представление о совершенстве человека в философии стоиков Многие исследователи считают, что именно стоики ввели понятие совершенства человека в этику. В философии стоицизма под совершенством понимается гармония. Это гармония человека с разумом, с собой и с природой. Это гармоничное совершенство, по учению стоиков, может быть достигнуто каждым человеком. Целью человеческой жизни является благо. Совершенный человек тогда будет иметь все самое нужное и ценное, его жизнь будет прекрасна.

Стоический идеал совершенного человека предстает в образе умного человека, который осознанно подчиняет себя судьбе, живет в гармонии с разумом и природой и не имеет абсолютно никаких страстей (достигает бесстрастия — апатии).

Для достижения бесстрастия, восхождения к совершенству человек должен научиться воспринимать все случающиеся огорчения без гнева, бесстрастно, так, как есть, совершенно уповая на управляемую мировым Логосом судьбу. Стоики приводят классификацию неразумных страстей, выделяя страх, печаль, удовольствие, вожделение, и призывают не бояться, так как что неминуемо, то произойдет, и не предаваться печали, гневу из-за того, что неизбежно.

Сущность человеческого совершенства по учению эпикурейцев

Для эпикурейцев целью человеческой жизни является достижение счастья. Счастливый человек и есть совершенный человек. Ведь душа смертна, а значит, смысл жизни заключается в самой жизни, в избегании страданий и получении удовольствий.

Достижение счастья, обретение совершенства, по Эпикуру, достигается философией. Только благодаря философии человек может преодолеть препятствия на пути к совершенству, к обретению счастья: страх перед происходящими явлениями, а также телесные страдания и смятение души. По учению Эпикура, именно философия, объясняя человеку причины случающихся явлений, избавляет его от страха перед ними. Философия позволяет человеку освободиться от телесных страданий и душевных потрясений, указывая как на ограниченность и непостоянство телесных удовольствий, так и на превосходство душевных наслаждений. Высшим наслаждением Эпикур считает душевный покой. Следовательно, душевный  покой  является  признаком совершенства.

Для достижения счастья, совершенства, получения удовольствий необходимо жить разумно, умеренно, справедливо, побеждая страсти своей души. Победа над собственными страстями освобождает человека от них, делает его счастливым, совершенным. Это состояние совершенства человека еще называют атараксией, то есть свободой от аффектов и страстей[46].

Таким образом, совершенным человеком, по Эпикуру, является разумный человек с взглядами эпикурейской философии, который, побеждая страсти и страдания, достигает свободы от них, атараксии, и обретает душевный покой.

Проблема совершенства человека в философии скептицизма

Философия скептицизма отличается весьма своеобразным отношением к проблеме добра и зла, познания истины: «необходимо воздержание от суждения по вопросам всякого познания»[47]. Из определения сущности философии скептицизма, выраженной Секстом Эмпириком в противопоставлении явления мыслимому и, ввиду равносильности противоположных вещей и речей, переходе сперва к воздержанию от суждения, а затем к невозмутимости[48], можно, однако, заключить, что совершенство человека состоит в невозмутимости.

Скептики касаются проблемы человеческого счастья, утверждая, что мир непостоянен, иллюзорен, чувства лживы, а разум противоречив. Это, по мнению скептиков, свидетельствует о невозможности познания сущности вещей, отсутствии истины в мире, вероятностном характере всякого познания. Вследствие этого скептицизм учит воздерживаться от догматических суждений, сохраняя безмятежность, мудрое молчание, внутренний покой[49].

Сущность совершенства человека в философии Плотина

Философия Плотина видит цель человеческой жизни в преодолении чувственности и возвращении к своему природному сверхчувственному бытию. Это возвращение, по Плотину, становится доступным только благодаря очищению души через нравственную деятельность, направленную на возрастание добродетелей. Соединение с Богом, по Плотину, возможно лишь на последнем этапе богопознания, который называется экстазом. На этой высшей ступени происходит отречение от себя, достигается абсолютный покой. Слияние души человека с Богом сопровождается, по Плотину, просвещением невидимым светом божества, чувством полного покоя и высшего блаженства. Человек тогда ощущает себя превыше добра и зла, истины и красоты и достигает единства с Богом, становясь самим Богом[50]. В этом и заключается совершенство человека.

«В этом созерцании исчезает привычная нам личность человека, исчезает его земное Я. Человек наполняется неизъяснимым блаженством, не сравнимым ни с чем в чувственном мире. “В этом состоянии душа с полной ясностью видит и знает одно: что это есть именно то Благо, которого она так сильно желала, убеждается лишь в одном, что нет и не может быть ничего лучшего и высшего”»[51].

Таким образом, целью жизни человека является, по Плотину, достижение совершенства, истинного блаженства, которое заключается в описанном выше созерцании. Оно доступно любому. Человек должен «созерцать Первоединое только умными очами, не пользуясь при этом ни одним из внешних чувств, не допуская в это созерцание никаких чувственных представлений, должен созерцать чистейшее существо лишь одним чистым умом, самой высшей частью своего ума»[52].

Интерпретация учения Плотина о совершенстве в позднем неоплатонизме: Порфирий, Ямвлих

Порфирий выстраивает свою философию вокруг проблемы спасения и очищения человеческой души. Он выделяет этические добродетели, называя их политическими (способность находить золотую середину, честно и порядочно жить в обществе), катартические (очищающие душу, наподобие апатии как бесстрастия), душевные (способность души устремлять свой взор к Богу) и парадейгматические (способность души непрестанно созерцать Бога). Последние добродетели присущи душе, которая достигла совершенства. Однако созерцание у Порфирия заключено только в богословской сфере и не является творчеством, как у Плотина.

По учению Порфирия, совершенный человек представляет собой образ бесстрастного, мужественного, аполитичного, рассудительного, внимающего самому себе старца-мудреца, находящегося под защитой богов и способного учить человека достижению совершенства. Ямвлих, как и Порфирий, придерживается общего с Плотином мнения о том, что аспектом совершенства человека является созерцание Бога, однако по-своему интерпретирует этот аспект. Совершенства можно достичь лишь при помощи теургической символики, божественного действия, посредством которого осуществляется спасение души и возвращение ее к своему истинному божественному состоянию. Совершенство заключается в максимально возможном подобии божеству, причастности совершенному знанию богов при удалении от обычного образа жизни.

Ямвлих выделяет основные добродетели, ведущие к совершенству человека: разумение, мужество, справедливость и целомудрие. Разумение, по Ямвлиху, уподобляет человека божеству, целомудрие, очищая, делает совершенным, справедливость возводит к предельному совершенству.

Заключение

В завершающий период истории античной философии главной стала проблема человека, метафизические вопросы уступили место этике и был осуществлен синтез всех предыдущих философских систем.

В социально-экономической сфере на ориентацию философии поздней античности оказали существенное влияние процесс постепенного смещения социально-экономической активности от Средиземноморского региона к восточным провинциям, формирование переходной от рабовладельческого строя к феодальной зависимости системы полузависимого колоната, утрата веры в языческих богов, духовный кризис, завершающийся расцветом христианства, а также участившиеся варварские набеги, болезни и войны.

Философские поиски ответов на вызовы меняющегося античного мира привели к формированию новых концепций киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков.

Философская мысль обратилась к проблеме человека, этическим вопросам. На первый план выходит проблема достижения счастья, душевного покоя. Философская почва учения киников, стоиков и эпикурейцев — идеи Сократа. Происходит возрождение идей Платона в концепции нового платонизма — неоплатонизма. Благодаря Плотину неоплатонизм формируется в качестве синтеза всех прежде существовавших философских систем. Плотин обращается к актуализировавшимся проблемам зла, счастья, самопознания, любви к истине и благу. Главной задачей философии Плотина было показать Божественный статус человеческой души: душа является высшей ценностью в человеке, так как соединяет его со сверхчувственным миром, с Богом. Неоплатонизм стал мощнейшей философской школой поздней античности, синтезировавшей все предшествовавшие философские учения и повлиявшей на всю последующую философскую мысль. Греко-римская философская мысль поздней античности представляется «сплавом платонической метафизики и пифагорейского аскетического благочестия, связанного с преемственностью неоплатоников»[53].

Стоический идеал совершенного человека предстает в образе умного человека, который осознанно подчиняет себя судьбе, живет в гармонии с разумом и природой и не имеет абсолютно никаких страстей (достигает бесстрастия — апатии). Для достижения бесстрастия, восхождения к совершенству человек должен научиться воспринимать все случающиеся огорчения без гнева, бесстрастно, так, как есть, совершенно уповая на управляемую мировым Логосом судьбу. Стоики приводят классификацию неразумных страстей, выделяя страх, печаль, удовольствие, вожделение, и призывают не бояться, так как что неминуемо, то произойдет, и не предаваться печали, гневу из-за того, что неизбежно.

Совершенным человеком, по Эпикуру, является разумный человек с взглядами эпикурейской философии, который, побеждая страсти и страдания, достигает свободы от них, атараксии, и обретает душевный покой. Достижение счастья, обретение совершенства достигается философией. Только благодаря философии человек может преодолеть препятствия на пути к совершенству, к обретению счастья: страх перед происходящими явлениями, а также телесные страдания и смятение души.

По Плотину, совершенство, истинное блаженство заключается в соединении с Богом, на последнем этапе богопознания, который называется экстазом. На этой высшей ступени происходит отречение от себя, достигается абсолютный покой. Слияние души человека с Богом сопровождается просвещением невидимым светом божества, чувством полного покоя и высшего блаженства. Человек тогда ощущает себя превыше добра и зла, истины и красоты и достигает единства с Богом, становясь самим Богом[54]54.

Философия Плотина видит цель человеческой жизни в преодолении чувственности и возвращении к своему природному сверхчувственному бытию. Это возвращение становится доступным только благодаря очищению души через нравственную деятельность, направленную на возрастание добродетелей.

По учению Порфирия, совершенный человек представляет собой образ бесстрастного, мужественного, аполитичного, рассудительнго, внимающего самому себе старца-мудреца, находящегося под защитой богов и способного учить человека достижению совершенства. Ямвлих, как и Порфирий, придерживается общего с Плотином мнения о том, что аспектом совершенства человека является созерцание Бога, однако по-своему интерпретирует этот аспект. Совершенства можно достичь лишь при помощи теургической символики, божественного действия, посредством которого осуществляется спасение души и возвращение ее к своему истинному божественному состоянию. Совершенство заключается в максимально возможном подобии божеству, причастности совершенному знанию богов при удалении от обычного образа жизни.

Ямвлих выделяет основные добродетели, ведущие к совершенству человека: разумение, мужество, справедливость и целомудрие. Разумение уподобляет человека божеству, целомудрие, очищая, делает совершенным, справедливость возводит к предельному совершенству.

Изучение представления о совершенстве человека философов поздней античности позволяет находить фундаментальные мировоззренческие предпосылки современной цивилизации; помогает в поисках выхода из духовно-нравственного кризиса, антропологической катастрофы XXI века. Философский анализ концепта совершенства человека в поздней античности, таким образом, становится ключом к разрешению данной проблемы.

Список литературы 

1. Адо П. Духовные упражнения и античная философия. М., СПб.: Степной ветер; Коло, 2005. 448 с.

2. Адо П. Плотин, или Простота взгляда / пер. с фр. Е. Штофф. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1991. 142 с.

3. Адо П. Что такое античная философия? / пер. с фр. В. П. Гайдамака. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1999. 320 с.

4. Армстронг А. X. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию / пер. с англ. В. А. Самойлова. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006. 256 с.

5. Дмитриева А. И. Основные понятия теории добродетели. Томск, 2019.

6. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии Международных Рождественских чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5136032.html (дата обращения: 12.11.2022).

7. Еникеев А. А. Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее человечества // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 1542–1545.

8. Иванченко Г. В. Идея совершенства в психологии и культуре. М. : Смысл, 2007. 390 с.

9. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих вос- питателей и воспитательных систем). Том 2 / пер. с нем. M. H. Ботвинника. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1997. 336 с.

10. Каменских А. А. Принцип софийности в культуре поздней античности. дисс. … канд. филос. наук: 09.00.03. Пермь, 2012. 186 с.

11. Лапкин В. В., Пантин В. И. Поздняя античность и современность: опыт сравнительного политического анализа // Полис. Политиче- ские исследования. 2003. № 4. С. 82–93.

12. Лега В. П. История западной философии: в 2 ч. Ч. 1: Античность. Средневековье. Возрождение: учеб. пособие / 2-е изд., доп. и пере- раб. М. : Изд-во ПСТГУ, 2009. 452 с.

13. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989. 204 с.

14. Мамардашвили М. Необходимость себя: Введение в философию. М.: Лабиринт, 1996. 154 с.

15. Меликян М. А. Философские версии совершенного человека: концептуалистский подход // Историческая и социально- образовательная мысль. 2013. № 5 (21). С. 309–312.

16. Розина О. В. Национальные традиции российского образования: ценности и смыслы // Официальный сайт Международных Рождественских образовательных чтений. [Электронный ресурс]. URL: https://mroc.pravobraz.ru/rozina-o-v-nacionalnye-tradicii- rossijskogo-obrazovaniya-cennosti-i-smysly/ (дата                                                                                обращения: 02.04.2022).

17. Светлов Р. В. История античной философии. Учеб. пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. Р. В. Светлова. М. : Юрайт, 2001. 288 с.

18. Стрельцов А. М. Концепция бесстрастного страдания в поздней античности: дис. … канд. филос. наук: 09.00.03. Новосибирск, 2019. 204 с.

19. Философские проблемы человека и общества: учебно-методическое пособие / под ред. проф. Г. Л. Микиртичан. 2-е изд., испр. и доп. СПб. : СпецЛит, 2019. 398 с.

20. Anderson S. L. The Impossibility of Perfection by Michael Slote. Stephen Anderson asks Michael Slote if you really must be perfect to be moral // Philosophy Now. [Электронный ресурс]. URL: https://philosophynow.org/issues/95/The_Impossibility_of_ Perfection_by_Michael_Slote (дата обращения 12.11.22). Яз. англ.

21. Individuality in Late Antiquity / eds. A. Torrance, J. Zachhuber. 1st ed. Oxford: Ashgate, 2014. DOI: 10.4324/9781315588414

22. Kirschner R. The Vocation of Holiness in Late Antiquity // Vigiliae Christianae. 1984. № 38 (2). pp. 105–124.

23. Longing for perfection. Living the Perfect Life in Late Antiquity — A Journey Between Ideal and Reality // Группа гуманитарных и социальных наук Лёвенского университета. [Электронный ресурс]. URL: https://ghum. kuleuven.be/EN2017/lfp (дата обращения: 18.11.2022). Яз. англ.

24. Slote M. A. The impossibility of perfection: Aristotle, feminism, and the complexities of ethics. N. Y.: Oxford UP, 2011. 167 p.

25. Wilson A.T. Book Review: The Impossibility of Perfection: Aristotle, Feminism, and the Complexities of Ethics, written by Michael Slote // Journal of Moral Philosophy. 2014. Vol. 11, Iss. 4. pp. 527–530.



[1] См.: Еникеев А.А. Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее человечества // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 1542–1545

[2] См.: Мамардашвили М. Проблема человека в философии // Необходимость себя: Введение в философию. М., 1996. С. 146–147.

[3] См.: Розина О.В. Национальные традиции российского образования: ценности и смыслы // Официальный сайт Международных Рождественских образовательных чтений. [Электронный ресурс]. URL: https://mroc.pravobraz.ru/rozina-o-v-nacionalnye-tradicii-rossijskogo- obrazovaniya-cennosti-i-smysly/  (дата  обращения:   02.04.2022).

[4] См.: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии Международных Рождественских чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» // Офици- альный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5136032.html (дата обращения: 12.11.2022).

[5] See: Slote M.A. The impossibility of perfection: Aristotle, feminism, and the complexities of ethics. N.Y., 2011. P.  3.

[6] Так считают Ф. Гиренок, Н. Голик и др.

[7] См.: Лега В.П. История западной философии. Ч. 1: Античность. Средневековье. Возрождение. М., 2009. C. 212.

[8] См.: Лега В.П. Указ. соч. С. 213–215.

[9] See: Longing for perfection. Living the Perfect Life in Late Antiquity — A Journey Between Ideal and Reality // Группа гуманитарных и социальных наук Лёвенского университета. [Электронный ресурс]. URL: https://ghum.kuleuven.be/EN2017/lfp (дата обращения: 18.11.2022).

[10] See: Kirschner R. The Vocation of Holiness in Late Antiquity // Vigiliae Christianae. 1984. № 38 (2). pp. 105–124.

[11] See: Chiaradonna R. Plotinus on Sensible Particulars and Individual Essences // Individuality in Late Antiquity. Oxford, 2014. pp. 47–57.

[12] See: Papadogiannakis Y. Individuality and the Resurrection in Some Late Antique Texts // Individuality in Late Antiquity. Oxford, 2014. pp. 129–142

[13] See: Torrance A. Individuality and Identity-formation in Late Antique Monasticism // Individuality in Late Antiquity. Oxford, 2014. pp. 111–128

[14] See: Zachhuber J. Individuality and the Theological Debate about "Hypostasis" // Individuality in Late Antiquity. Oxford, 2014. pp. 91–110.

[15] See: Slote M.A. Op. cit. P. 3–4.

[16] See: Anderson S.L. The Impossibility of Perfection by Michael Slote. Stephen Anderson asks Michael Slote if you really must be perfect to be moral // Philosophy Now. [Электронный ресурс]. URL: https://philosophynow.org/issues/95/The_Impossibility_of_Perfection_by_Michael_Slote (дата обращения: 12.11.2022).

[17] See: Wilson A.T. Book Review: The Impossibility of Perfection: Aristotle, Feminism, and the Complexities of Ethics, written by Michael Slote // Journal of Moral Philosophy. 2014. Vol. 11, Iss. 4. pp. 527–530.

[18] См.: Философские проблемы человека и общества: учеб.- метод. пособие. СПб., 2019.

[19] См.: Меликян М.А. Философские версии совершенного человека: концептуалистский подход // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 5 (21). С. 309–312.

[20] Иванченко Г.В. Идея совершенства в психологии и культуре. М., 2007.

[21] См.: Стрельцов А.М. Концепция бесстрастного страдания в поздней античности: дис. ... канд. филос. наук. Новосибирск, 2019.

[22] См.: Каменских А.А. Принцип софийности в культуре поздней античности: дис. ... канд. филос. наук. Пермь, 2012.

[23] См.: Дмитриева А.И. Основные понятия теории добродетели. Томск, 2019.

[24] См.: Лапкин В.В., Пантин В.И. Поздняя античность и современность: опыт сравнительного политического анализа // Полис. Политические исследования. 2003. № 4. С. 82–93.

[25] См.: Армстронг А.X. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. СПб., 2006.

[26] См.: Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

[27] См.: Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М., 1991.

[28] См.: Адо П. Духовные упражнения и античная философия. М.; СПб., 2005.

[29] См.: Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

[30] См.: Светлов Р.В. История античной философии. М., 2001

[31] См.: Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). Т. 2. М., 1997.

[32] См.: Лега В.П. Указ. соч. C. 152.

[33] Там же. C. 157.

[34] См.: Лега В.П. Указ. соч. C. 158.

[35] См.: Там же. C. 160.

[36] См.: Там же. C. 160

[37] См.: Там же. C. 154.

[38] См.: Лега В.П. Указ. соч. C. 162.

[39] См.: Там же.

[40] См.: Лега В.П. Указ. соч. C. 182.

[41] Там же. C. 211.

[42] См.: Там же. C. 220.

[43] См.: Лега В.П. Указ. соч. C. 222.

[44] Там же.

[45] Там же. C. 223.

[46] Лега В.П. Указ. соч. C. 153.

[47] Там же. C. 162.

[48] См.: Лега В.П. Указ. соч. C. 162.

[49] См.: Там же.

[50] См.: Там же. C. 213.

[51] Там же. C. 214.

[52] Лега В.П. Указ. соч. C. 215.

[53] Kirschner R. Op. cit. P. 106.

[54] См.: Лега В.П. Указ соч. C. 213.

Источник: Феодор (Бенедисюк Д.А.), иерод. Философский концепт совершенства человека в период поздней античности // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 1 (20). С. 59–80.