Вход на сайт



Архив новостей

<< < 11 2017 > >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

b_250_0_16777215_00_images_new_logo-400-1.png

священник Димитрий Сафонов

"Роль Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-18 гг. и восстановления Патриаршества в современном возрождении Русской Церкви"

                  Всероссийский Поместный собор открылся 15(28) августа 1917 года в праздник Успения Божией Матери в Успенском соборе Московского Кремля.

На этом историческом Соборе, подведшем черту под двухсотлетним синодальным периодом русской церковной истории и восстановившем патриаршество, обсуждались многие важнейшие вопросы церковной жизни. К Поместному Собору в предреволюционный период готовилась практически вся многомиллионная Российская Церковь начиная от Святейшего Синода и кончая приходским духовенством и мирянами. На Собор возлагались огромные надежды: он должен был принять решения практически по всем ключевым вопросам церковной жизни.

  Когда собор открывался у власти еще находилось Временное Правительство. После прихода к власти большевиков в октябре 1917 года Собор продолжал работу еще в течение десяти с половиной месяцев. Собор 1917–1918 годов был самым многочисленным, самым продолжительным за всю историю Русской Церкви. В ходе Собора были приняты решения по многим ключевым вопросам церковной жизни. В Соборе участвовали практически все архиереи Русской Церкви, многочисленные представители белого и черного духовенства, монашества и мирян. Первыми тремя заседаниями руководил митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), затем руководство Собором перешло к митрополиту Тихону (Беллавину), который незадолго до этого возглавил московскую кафедру. После избрания святителя Тихона на Московский Патриарший Престол в ноябре 1917 года руководство заседаниями фактически перешло к митрополиту Новгородскому Арсению (Стадницкому). При этом Патриарх продолжал участвовать в некоторых пленарных заседаниях, а также возглавлял заседания Епископского Совещания и Соборного Совета. В течение всех трех сессий Собора (первая продлилась с 15 августа по 9 декабря 1917г., вторая – с 20 января по 7 апреля 1918г., третья – с 15 июня по 7 сентября 1918г.) состоялось в общей сложности 170 пленарных заседаний, на которые выносились вопросы, предварительно обсужденные в профильных Отделах. Собор имел 22 Отдела, 3 Совещания и около 10 Временных комиссий, в которых работа шла ежедневно. Некоторые Отделы, кроме того, имели свои Подотделы. Результатом работы Собора явились 170 деяний, отражающих широкий спектр вопросов церковной жизни.

Поместный собор 1917-18 годов восстановил некогда упраздненное Патриаршество в Церкви.В началеXVIII в., избавляясь от Патриаршества, Петр I стремился таким образом утвердить свою абсолютную власть над Церковью, руководствуясь протестантскими теориями, усвоенными им в Западной Европе. В Духовном регламенте Патриаршество объявлялось  нарушением канонических норм и источником смут и мятежей среди народа[1].

В канун новых тяжелых испытаний Церкви вновь было дано Патриаршество. «У нас нет больше Царя, –  говорил один из участников Поместного Собора 1917–1918 гг., – нет больше Отца, которого мы любили, Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха»[2].

Бурные дискуссии вокруг темы восстановления Патриаршества захлестнули Собор осенью 1917 года. Этот вопрос рассматривался в «Отделе о Высшем Церковном Управлении». 32 члена отдела высказали свое особое мнение, которое сводилось к тому, что патриаршество восстанавливать нецелесообразно, вопрос вызвал яростные споры. Многие рассуждали о том, что единоличная патриаршая власть нарушает соборность. Причем, среди противников восстановления Патриаршества были не только будущие обновленцы, но и весьма авторитетные специалисты того времени.Многие противники восстановления патриаршества демонстрировали удивительныйсекуляризм своего церковного сознания. Они воспринимали Церковь как общественный институт, который должен приспосабливаться к изменениям, происходящим в обществе. Большое влияние на решение Собора оказала речь «Почему необходимо восстановить патриаршество?» 31-летнего архимандритаИларион (Троицкого), которую он произнес на общем заседании Собора 23 октября 1917 года. Он закончил свою речь знаменитыми словами: «Зовут Москву сердцем России. Но где же в Москве бьется русское сердце? На бирже? В торговых рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьется, конечно, в Кремле. Но где в Кремле? В окружном суде? Или в солдатских казармах? Нет, в Успенском соборе. Там, у переднего правого столпа должно биться русское православное сердце. Орел петровского, на западный образец устроенного самодержавия выклевал это русское православное сердце. Святотатственная рука нечестивого Петра свела первосвятителя Российского с его векового места в Успенском соборе. Поместный Собор Церкви Российской от Бога данной ему властью снова поставит Московского Патриарха на его законное неотъемлемое место. И когда под звон московских колоколов пойдет Святейший Патриарх на свое историческое священное место в Успенском соборе – будет тогда великая радость на земле и на Небе». Решением Собора были созданы органы Высшего Церковного Управления, что позволило организационно жить Церкви, опираясь только на свои внутренние силы независимо от государства. Святейший Патриарх Тихон весь период своего правления воспринимал себя в качестве Патриарха, действующим по заданию Собора и всеми доступными ему средствами боролся за соборность и единство Церкви.

Историков Церкви волнует вопрос о соотношении принципов патриаршего единоначалия и коллегиальности в русской церковной традиции. С 1 июня 1921 года произошла фактическая смена модели высшего церковного управления: возглавляемая патриархом коллегиальная форма сменилась на патриархоцентричную. Патриарх пошел на этот шаг вынужденно, понимая, что только принцип единоначалия может сохранить единство Церкви в условиях постоянных попыток государства ослабить, дискредитировать и расколоть Церковь. История показала оправданность этого решения.Патриаршее служение в Церкви восходит к ветхозаветным временам. Слово «Патриарх» три раза встречается в книге Деяний свв. апостолов и один раз в послании к Евреям св. ап. Павла. Патриархом назван праотец Авраам, в служении которого выделяется, прежде всего, его жертвенный характер. Жертвенность, готовность принести в жертву Богу и Церкви все, без остатка, как Авраам готов был принести в жертву любимого сына, во все времена выделяло Патриаршее служение в Церкви. Как Авраам был родоначальником, «отцом отцов» народа Божия, так и Патриарх призван быть «отцом отцов» для Церкви, Предстоятелем за всю Церковь. Таким был Патриарх Тихон, а сегодня его дело продолжает Святейший Патриарх Кирилл.

Среди принятых Собором постановлений следует отметить определения о привлечении женщин к деятельному участию в церковном служении, о церковном проповедничестве, о порядке прославления святых к местному почитанию и др. Фактически им была создана программа существования Церкви в условиях невероятных гонений.

Вопрос о женском служении в Церкви в России поднимался накануне Поместного Собора и в ходе его заседаний.В 1917 г. возобновление чина диаконисс с совершением епископского посвящения считали своевременным и нужным преподобный Макарий Глухарев и священномученик Владимир Киевский, преподобномученица вел.кн. ЕлисаветаФеодоровна, прот. Митрофан Сребрянский (впоследствии преподобномученикархим. Сергий), Леснинскаяигумения Екатерина (Ефимовская) и многие другие; соответствующий проект получил одобрение в Предсоборном Присутствии (1906) и в Отделе о церковной дисциплине Поместного Собора (1918)[3].

Большую роль сыграло определение Собора от 15 апреля 1918 г. «О викарных епископах», в соответствии с которым расширялись их полномочия и увеличивалось число викариатств. Число епископов выросло в несколько раз и составило в 1920-е гг. более двухсот. Многочисленность епископата стала одной из причин позволивших сохранить Русской Православной Церкви апостольскую преемственность, несмотря на жесточайшие репрессии.

Приходский отдел Собора, который работал с конца августа 17 года по апрель 1918 года, разработал очень перспективные документы, прежде всего – Приходской Устав. Благодаря Собору окрепли приходские общины-в 1918-1919 и в 1920-е годы именно они защищали Церковь. Только приходские общины регистрировались советской властью в этот период. Этот период приходского возрождения очень актуален сегодня, его опыт используется,  в это время было очень было много различных церковно-общественных объединений, братств, союзов приходов. Важным нововведением была приходская книга - инструмент консолидации прихожан. Именно должны были записываться прихожане каждого прихода. Полагаю, что идея возрождения таких книг могла бы быть рассмотрена и в настоящее время. Именно  о необходимости активизации приходской жизни, повышении роли мирян на приходе говорит Святейший Патриарх Кирилл.

Еще одна важная инициатива Собора- активизация проповедничества. Проповедь должна быть постоянной – это решение принято «Отделом о богослужении, проповедничестве и храме». Это решение способствовало тому, что до конца 1920-х годов приходские священники очень активно проповедовали.Собор разрешил проповедовать по благословению священника и за богослужением мирянам. Проповедь вне храмов, естественно, разрешалась и благословлялась всем, включая женщин. Более того, Собором было учреждено братство лекторов.

Собор рассматривал вопрос о старообрядчестве – но не успел, в силу этот вопрос окончательно рассмотреть и клятвы со старых обрядов были сняты только на Поместном соборе 1971 года. Коснулся Собориимяславия, что отражено в моих публикациях прошлых лет.[4]

К настоящему времени в поименный список новомучеников и исповедников Российских внесены имена 50 членов Собора. Таким образом, каждый десятый член Собора уже причислен к лику святых.

Гонения на Церковь и расправы над священниками являются темой почти всех заседаний третьей сессии. На Соборе была совершена панихида по убиенному царю Николаю II и на последнем заседании Собора был зачитан мартиролог новомучеников. Согласно этому списку, к концу занятий Собора 121 член Русской Православной Церкви пострадал за веру; 97 человек были известны по именам; имена 24 на тот момент были не известными; 118 человек находилось в заключении.

Судьбы многих членов Собора, особенно мирян, совершенно неизвестны. В некоторых случаях мы знаем о судьбе одного или двух соборян из целой епархии. Во многих случаях известен только факт мученической кончины, или ареста, или заключения без каких-либо подробностей, ибо мартирологи не дают никаких сведений о пострадавших.

Известно, что каждый второй соборянин прошел крестный путь, но пострадавших было гораздо больше. Члены Собора сохраняли свои полномочия до созыва следующего Собора, но лишь несколько человек из оставшихся в живых приняли участие в работах Архиерейского Собора 1943 г. и Поместного Собора 1945 г.

Собор принял определение: «Установить возношение в храмах за богослужением особых прошений за гонимых ныне за Православную веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках… Установить по всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за ним воскресный день… исповедников и мучеников». Важное значение в церковной жизни теперь стали играть и другие тематически близкие определения Собора «О порядке прославления святых к местному почитанию» от 3 сентября 1918 г. и «О восстановлении празднования дня памяти всех святых Российских» (в неделю 2-ю по Пятидесятнице) от 13 августа 1918 г. Определением Архиерейского Собора 1992 года был установлен Собор новомучеников и исповедников Российских (в неделю, ближайшую после 25 января), а в 1993 г. Комиссия по канонизации восстановила порядок канонизации местных святых XI – XVII вв., принятый Собором 1917 – 1918 гг.

В настоящее время в России активно изучается наследие Поместного Собора. Научно-редакционная группа Новоспасского монастыря осуществляет издание исторических архивных документов Священного Собора Российской православной Церкви 1917-1918 гг. Планируется издать 34 тома. Изданы тома с первого по шестой. С  пятого тома публикуются Соборные Деяния, на которых обсуждались вопросы, актуальные для нас сегодня: об образовании, науке, сохранении семьи, обустройстве социальной и церковной жизни.Издан также 19-й том, где опубликованы труды соборного Отдела, занимавшегося монастырями и монашеством.Готовится к изданию 15-й том - «Отдел о богослужении, проповедничестве и храме. Библейский отдел».Тома снабжены комментариями, справочными материалами, именным указателем, примечаниями к документам и цветными вклейками с факсимиле наиболее интересных документов.Опубликованы  протоколы, совещания, предсоборные документы, из которых можно извлечь опыт эффективной организаторской, законодательной и исполнительной практики. Значительная часть соборных документов вышла репринтом в 1990-е годы также в Новоспасском монастыре по инициативе архимандрита Иннокентия (Просвирнина) (1940-1994).

 

[1] Духовный регламент. М., 1897. С. 14–15.

[2]Вениамин (Федченков), митр.Святый Сорокоуст: Мысли по поводу указов митрополита Сергия // К Свету. Альманах. Вып. 13. Патриархи смутных времен.  М., 1994. С. 22.

[3]См.: Белякова Е.В., Белякова Н.А. Обсуждение вопроса о диакониссах на Поместном Соборе 1917-1918 гг. //Церковно-исторический вестник. М., 2001. № 8. С. 139-161.

[4]Иларион, еп. Поместный  Собор 1917–1918 годов и имяславие // Церковь и время. – 2004. – № 1 (26). – С. 117–155.


Поделиться: