Вход на сайт



Икона Святителя

Будущий святитель Григорий Богослов родился около 329 года, в Арианзе, близ Назианза Каппадокийского. Его родителями были епископ Назианзский Григорий и святая Нонна.

Начальное образование получил дома, также обучался в Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, а затем и в Александрии. Позже был отправлен в Афины, где изучал риторику, поэзию, геометрию и астрономию, произведения Платона и Аристотеля. Во время обучения Григорий познакомился с будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской Василием Великим.

После окончания обучения Григорий остался в Афинах, где некоторое время преподавал риторику. В 358 году, когда его отец уже был епископом, будущий святитель вернулся домой и в тридцатилетнем возрасте принял крещение от своего отца. После этого, Григорий, склонный к монашеской жизни, удалился в монастырь, основанный святителем Василием Великим в Понте в своём имении на реке Ирис. Во время жизни в монастыре монах Григорий вместе с Василием изучал труды Оригена и составил из его произведений выписки, известные под именем «Филокалии» или «Добротолюбие».

В 361 году по настоянию отца Григорий вновь вернулся домой и был рукоположен в пресвитеры. Начало его церковной деятельности совпало с периодом правления императора Юлиана Отступника, гонения которого затронули и Назианзскую кафедру его отца. Император направил в Назианз войска с поручением захватить христианские храмы. Епископ Григорий-старший со своей паствой организовал сопротивление, предотвратившие захват церквей. Деятельность пресвитера Григория в этот период показывает, что он вникал в дела управления епархией и становился постепенно со-епископом на кафедре своего отца.

Святитель Григорий Богослов активно помогал святителю Василию Великому в борьбе с арианством, в 371 году свт. Василий Великий обратился к пресвитеру Григорию с просьбой стать хорепископом города Сасим. Однако служение в епископском сане не привлекало Григория. После непродолжительного служения в архиерейском сане, он удалился в пустынь. В это же время происходит временное отдаление епископа Григория от друга юности - епископа Василия.

По просьбе своего престарелого отца епископ Григорий возвращается в Назианзин, где помогает в управлении епархией вплоть до блаженной кончины отца. На похороны епископа Григория-старшего приехал Василий Великий, который произнес пламенное слово, прославляя заслуги усопшего перед Церковью. После смерти отца святитель Григорий некоторое время управлял овдовевшей епископской кафедрой, но позже снова удалился в монастырь.

Император Феодосий, занявший византийский престол в 379 году, был приверженцем никейской веры и не поддерживал ариан, которых было большинство в Константинополе. По предложению императора епископ Григорий занимает Константинопольскую архиепископию, возрождает истинное почитание Бога, в Троице поклоняемого в соборном храме Святой Софии, который до того момента принадлежал арианам. За свои пламенные и искренние проповеди (слова), собиравшие много слушателей, святитель Григорий получил наименование «Богослова».

Второй Вселенский Собор, проходивший в Константинополе в 381 году по инициативе императора Феодосия и под председательством Патриарха Антиохийского Милетия, утвердил святителя Григория на Константинопольской кафедре. Также Собор утвердил и дополнил Никейский Символ веры, осудил еретические учения, решил ряд практических вопросов, связанных с управлением Церковью. После внезапной кончины Патриарха Милетия святитель Григорий председательствовал на Соборе, но был оклеветан и добровольно покинул свой кафедральный город.

Затем проживал в Назианзине, где некоторое время управлял епархией. Это время было также плодотворным для творчества святителя.

Скончался святитель Григорий 25 января 389 года в Назианзе, где и был похоронен. В 950 году при императоре Константине Багрянородном его святые мощи были перенесены в Константинополь и положены в церкви Святых апостолов. В 1204 году во время разграбления Константинополя крестоносцами мощи были вывезены в Рим.

После постройки собора святого Петра в Риме там была устроена гробница для мощей святителя. 26 ноября 2004 года мощи по решению папы Иоанна Павла II были возвращены Константинопольской Церкви вместе с мощами Иоанна Златоуста. В настоящее время мощи Григория Богослова хранятся в церкви святого Георгия в Стамбуле.

Литературное и богословское наследие святителя Григория состоит из 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов». Исследователи отмечают, что Григорий был в первую очередь оратором, а не писателем, но его литературные произведения являются бесценным сокровищем для всего христианского мира.

Почитание святителя Григорий Богослова преподавателями, учащимися и сотрудниками Общецерковной аспирантуры и докторантуры вызвано глубоким уважением к подвижнической жизни святителя, смирению, академической и богословской глубине его духовных произведений.

Изучением биографии и трудов святителя Григория Богослова занимался ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион во время подготовки диссертационного исследования под руководством епископа Диоклийского Каллиста (Уэра) (ныне - митрополита) в Великобритании.

Именем святителя Григория Богослова назван Благотворительный фонд, который оказывает материальную поддержку учебному заведению.


Поделиться: