Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования Русской Православной Церкви
"Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

В ОЦАД и МИФИ прошли лекции профессоров Университета La Sapienza

b_1200_530_16777215_00_images_2_29.jpg23-24 июня 2015 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия в рамках программы российско-итальянского  семинара «Космос русской культуры» прошел очередной тур обмена лекциями. Модератором встреч выступил заведующий кафедрой философии ОЦАД профессор В.Н. Катасонов. Перевод осуществлял итальянист Л.Р. Харитонов.

23 июня на базе кафедры теологии в НИЯЦ МИФИ лекцию прочел глава музея-лаборатории современного искусства, профессор Университета  La Sapienza (Рим, Италия) Джузеппе ди Джакомо. Лекция была посвящена философии живописи о. Павла Флоренского. Профессор ди Джакомо продемонстрировал глубокое знакомство с работами нашего знаменитого соотечественника и применил схемы Флоренского не только к иконографии, но и к интерпретации модернистской живописи. Лекция вызвала неподдельный интерес аудитории, было много вопросов и комментариев. 

24 июня в помещении ОЦАД свой доклад прочел декан философского факультета Университета La Sapienza профессор Стефано Петруччани. Доклад был посвящен осмыслению творчества Ф.М. Достоевского в трудах итальянских философов ХХ века.

Профессор Петруччани представил две противоположные тенденции в интерпретации произведений Ф.М. Достоевского, воплотившиеся в работах итальянских философов Ремо Кантони (1914-1978) и Луиджи Парейсона (1918-1991). Подход Кантони секулярный, русский писатель для него – замечательный теоретик нигилизма и экзистенциализма. Парейсон же ищет у Ф.М. Достоевского положительное учение, философское осмысление проблемы зла, истолкование веры.

В начале выступления докладчик отметил, что в Италии строго философский подход к изучению творчества Ф.М. Достоевского стал развиваться после Второй Мировой войны. В то время происходил перелом в философии Италии, свидетельствовавший о наступившем кризисе неоидеализма и вторжении экзистенциализма и, в целом, об интенсивном обновлении философской мысли. В таком контексте развивался интерес к философскому прочтению русского писателя. 

Философ миланской школы Рэмо Кантони в 1947 г. опубликовал значимую книгу «Кризис человека: мысль Ф.М. Достоевского». Тезис Кантони состоит в том, что кризис человека, столь проницательно продиагностированный русским писателем-мыслителем, не может найти истинного разрешения в трансцендентном и что в авторе «Преступления и наказания» стоит видеть одного из замечательных теоретиков нигилизма и экзистенциализма современной эпохи, который затрагивает ту же проблематику, которой мучились С. Кьеркегор и Ф. Ницше. По мнению Кантони, произведения  Достоевского помогают глубже понять проблематическую структуру существования, уловить множественность ее аспектов и измерений, ее плюралистический характер. 

Величие художника Достоевского состоит в глубине его взгляда внутрь проблематичности человеческого существования, а не в моралистическом разрешении, через которое можно выйти из этой проблематичности, считает итальянский мыслитель.

Второй философ – Луиджи Парейсон, взятый докладчиком, видит, как  Достоевский в своем творчестве старается выявить проблему зла и интерпретации веры. Парейсон подчеркивал, что зло у  Достоевского предстоит как сила не столько разрушительная, сколько саморазрушительная. 

По мнению Парейсона, свобода содержит в себе возможность опыта зла без необходимости его осуществления. А истинное добро выше невинности, потому что оно вкусило свободы. Тема свободы означает, что вопрос о добре и зле снова ставится перед самим человеком. Парейсон подчеркивает, что Бог есть отрицание человеческого могущества, но не свободы. Свобода человека может выступать и как произвол, и как призыв  к ответственности.

По окончании выступления докладчик ответил на вопросы слушателей. Доклад породил долгую и интересную дискуссию, в которой также принял участие и профессор ди Джакомо.

Гости и хозяева этой встречи высказали единодушное желание продолжить  подобные совместные творческие встречи.

После лекций итальянским гостям была предложена культурная программа, в рамках которой они посетили Кремлевские соборы, Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

Please publish modules in offcanvas position.

?iaaen.Iao?eea