Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) впервые совершил Божественную литургию в храме Черниговского подворья

фото

11 сентября председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи на Патриаршем Черниговском подворье.

На территории подворья находятся два храма, а также трехэтажное здание, в котором по завершении ремонтных работ разместится Общецерковная аспирантура. 18 августа 2010 года указом Святейшего Патриарха Московского и Митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева)  был назначен настоятелем Черниговского подворья.

За Божественной литургией владыке Илариону сослужили проректор Общецерковной аспирантуры протоиерей Владимир Шмалий, помощник председателя ОВЦС священник Димитрий Агеев, руководитель Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям священник Димитрий Сизоненко, руководитель Службы коммуникации ОВЦС священник Георгий Завершинский и другие сотрудники Отдела внешних церковных связей в священном сане, клирики храма.

Певчими Московского Синодального хора под руководством заслуженного артиста России А.А.Пузакова были исполнены произведения П.Г.Чеснокова, митрополита Волоколамского Илариона, архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана.

За богослужением в сан священника был рукоположен диакон Иоанн Гуайта, сотрудник секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям.

По окончании литургии со словами приветствия к митрополиту Волоколамскому Илариону обратился клирик храма священник Михаил Немнонов:

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит! Только что к общей радости всех собравшихся здесь была совершена архиерейская литургия – первая с момента открытия в начале 90-х годов храма в Черниговском переулке. Все знают Вас как иерарха, видного церковного деятеля, как ученого, богослова и композитора, но к этому хотелось бы добавить: у Вас есть и немалый настоятельский опыт. В первые годы своего священнического служения, около двадцати лет назад, Вы были настоятелем сразу четырех приходов в Виленской епархии, затем – настоятелем Благовещенского собора в Каунасе. По возвращении Вашем из Западной Европы, где на протяжении ряда лет Вы совершали свое служение, Святейший Патриарх Кирилл благословил Вам быть настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а теперь и храмов Черниговского переулка.

Три настоятеля совершали здесь служение прежде: отец Сергий Торопцев собрал вокруг себя прихожан в самом начале 90-х годов, продолжил его труды отец Сергий Карамнов. При отце Данииле (Воронине) приходская жизнь в этих храмах еще более оживилась – многое было сделано, но и предстоит многое.

Господь поручил Вам быть ректором Общецерковной аспирантуры и настоятелем этих храмов не потому, что это легкое занятие, а потому что это дело трудное и будет сделано хорошо. Мы, каждый на своем месте, будем стараться нести эти труды вместе с Вами».

Ректор Общецерковной аспирантуры владыка Иларион поздравил верующих с праздником:

«Ваше Преподобие, дорогой отец Михаил! Ваши Высокопреподобия и Преподобия, дорогие отцы, братья и сестры! По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла здесь, на Черниговском подворье, будет отныне располагаться высшее учебное заведение Русской Православной Церкви – созданная трудами Святейшего Патриарха Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В этом храме, так же, как и в храме святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских, будут совершать свое служение преподаватели и учащиеся аспирантуры.

Сегодня престольный праздник этого святого храма, и так уж случилось, что именно сегодня Господь судил мне совершить здесь первую после назначения настоятелем этого святого храма Божественную литургию. Мы слышали евангельское повествование о событии, которое легло в основу сегодняшнего церковного торжества – об усекновении главы Иоанна Предтечи. Рассказ о том, как по зависти человеческой великий праведник и пророк был умерщвлен для того, чтобы стать последним из пророков и первым из апостолов, первым из мучеников. Иоанн Креститель обличал царя Ирода за то, что он незаконно увел жену у своего родного брата. Обличая его, пророк исполнял миссию, которую Господь всегда возлагал на пророков, а в новозаветные времена – на святителей и иерархов Церкви Христовой. Миссия эта заключается в том, чтобы напоминать людям об абсолютном духовно-нравственном законе, который является заповедью Божией.

Ныне многие люди думают, что жить можно так, как подсказывает тебе твое сердце, твои вкусы, твои интересы: они полагают, что нет никаких абсолютных ценностей, что все ценности относительны и каждый человек может для себя установить ту шкалу нравственных ценностей, на которую будет ориентироваться. На этом воспитывают детей в школах, студентов в университетах, и после окончания учебных заведений напичканные пропагандой вседозволенности и так называемой свободы (свободы, не сопряженной с чувством ответственности перед Богом и перед людьми) молодые люди выходят в мир, не зная, на что им ориентироваться и не зная, в чем заключается смысл их собственной жизни. Только Церковь в эту эпоху отступничества, забвения основных духовно-нравственных ценностей напоминает людям о том, что есть абсолютные ценности, что есть заповеди Божии, которые являются непреложным законом, и что каждый человек, нарушающий эти заповеди, даже если он не является преступником перед человеческим законом, является преступником перед Божественным правосудием, и что за каждое свое слово и за каждое свое дело человек даст ответ на Страшном суде.

К сегодняшней молодежи относятся слова Экклезиаста: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11. 9–10). Современные юноши и девушки, может быть, веселятся в юности своей и ходят по путям сердца своего, но не многие из них помнят, что за все – за всякое дело и за всякое слово – Господь приведет человека на суд. А ведь будет он не когда-то в отдаленней потусторонней эсхатологической перспективе – страшный день суда для каждого человека начинается уже здесь, на земле, потому что своими поступками, своим поведением, образом жизни и мыслей человек уже в этой жизни или открывает для себя врата Царства Небесного, или готовит для себя мучения и погибель. Здесь, на земле, происходит разделение между овцами и козлищами, о котором Господь говорил, когда напоминал нам о Страшном суде (см. (Мф. 25. 31–46)). Поэтому не будем, дорогие братья и сестры, ждать, когда наступят последние дни нашей жизни, не будем ждать, когда мы перейдем в вечность, не будем бояться того Страшного суда, который когда-то наступит, а будем бояться того суда, который уже здесь и теперь происходит, который каждый день и каждый час рассекает человечество на праведников и грешников, на овец и козлищ. Будем молиться о том, чтобы нам оказаться одесную нашего Господа, чтобы научиться исполнять Его заповеди, а молодежь нашу воспитывать в страхе Божием. Будем напоминать молодым людям о том, что есть те духовно-нравственные ценности, на которых на протяжении веков созидалась жизнь человечества и которые продолжает сегодня проповедовать христианская Церковь.

Проповедуя эти духовно-нравственные ценности не только и не столько своими словами, сколько своим образом жизни, мы будем подражать и святому пророку, Предтече и Крестителю Иоанну, который был верен Божественной истине и Божественной правде до конца. Мы будем подражать тем многим святым, которые пострадали за истину, в том числе святым Феодору и Михаилу Черниговским и многим благоверным князьям, которые стали страстотерпцами ради того, чтобы не нарушить Божественную заповедь. Если мы посмотрим на жизнь или смерть этих святых, то увидим, что не всегда они умирали за Церковь или за Христа. И святой Иоанн Предтеча умер не за Бога и за Его Церковь, но за Божественную истину, за тот духовно-нравственный закон, по которому должны жить все люди. Так же и страстотерпцы наши если умирали не за Христа, они умирали за Его заповеди, а это по сути дела – одно и то же, именно поэтому Церковь прославляет их, именно поэтому мы обращаемся к ним в молитвах и просим, чтобы они нам помогли идти по этому начертанному Богом пути, ведущему в Царствие Небесное.

Я хотел бы всех вас, дорогие братья и сестры, поздравить с этим праздником, с этим церковным торжеством. Это скорбный праздник, потому что мы вспоминаем кончину, убийство по неправедному человеческому навету. В этот день Церковь установила пост для того, чтобы мы вспоминали о своих грехах, об ответственности за каждый наш поступок и за каждое наше дело. И в то же время это торжество и празднество, потому что мы вспоминаем великого праведника, мы вспоминаем кончину того, кто, по учению и преданию Церкви, сошел во ад для того, чтобы приготовить там пути Господу и сделать прямыми стези Его, для того, чтобы и там проповедовать находившимся во тьме пришествие Господа Иисуса Христа».

Со словами поздравления владыка Иларион обратился к священнику Иоанну Гуайте:

«Сугубо хотел бы поздравить сегодня отца Иоанна, который получил в этом храме иерейскую хиротонию. Желаю тебе, дорогой брат и сын во Христе, помощи Божией в служении твоем Церкви Христовой. Желаю тебе, чтобы ты был достойным священником, достойным пастырем душ человеческих. Помни о том, что Господь спросит с тебя за каждый прожитый день, за каждую душу, которую Он приведет к тебе для того, чтобы ты пастырски ее окормлял. Помни, что на тебе теперь лежит сугубая ответственность не только за себя самого, но и за всех людей, которых Господь и Церковь будут доверять твоему попечению. Будем просить святого пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, чтобы он помогал нам быть верными Божественным заповедям и идти по пути ко спасению и в жизнь вечную».

Затем было возглашено многолетие Святейшему Патриарху Кириллу, всем служившим и молившимся за праздничным богослужение и всем православным христианам.