НОВОСТИ

7.jpg

С 10 по 11 мая 2017 года в Санкт-Петербургской духовной академии прошла IX Международная студенческая научно-богословская конференция, посвященная 100-летию подвига новомучеников и исповедников Русской Церкви.

Работу конференции открыл ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий. В своем вступительном слове Владыка обратил внимание на неоценимые заслуги и подвиги исповедников, пострадавших за веру в годы гонений на Церковь в XX веке. Кроме того, он напомнил, что до революции 1917 года церковная наука в России была на такой высоте, что в Европе с ее достижениями не только считались, но и ставили исследования наших ученых в пример.

Результаты своей научной деятельности на конференции представили учащиеся магистерской и аспирантской программ ОЦАД. Аспирант кафедры внешних церковных связей и общественных наук Паламаренко Е. В. выступил с докладом «Русская духовная миссия в Иерусалиме: актуальные вопросы современного служения». Аспирант кафедры философии и литургики Пономарева Ю. С. посвятила свое выступление нравственно-аскетической проблематике в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова. Магистрант Богатов Н. В. представил доклад на тему «Развитие потенциала Русской Православной Церкви как эффективного медиатора в межэтнических конфликтах».

По окончании конференции участникам были выданы сертификаты. Материалы докладчиков опубликованы в сборнике, размещенном в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ).

Фотографии с сайта СПбДА

001.jpg

В издательстве Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия «Познание» вышел в свет сборник материалов Второй международной патристической конференции «Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие» (Москва, 11-13 декабря 2014 г.). Это первая конференция такого масштаба, посвященная преп. Симеону Новому Богослову.

В сборник вошли доклады зарубежных и отечественных специалистов по византийской письменности и культуре, в которых рассматриваются важные аспекты изучения личности и духовного наследия преп. Симеона Нового Богослова.

В докладах, представленных на конференции, обсуждаются литературно-богословские особенности творений святого отца, их древние переводы и рукописная традиция, рассматривается учение преподобного Симеона о Боге, мире и человеке, о подвижничестве, богопознании, молитве и видении Божественного света, о Евхаристии покаянии и исповеди. Отдельные выступления посвящены взглядам преп. Симеона на устройство Церкви, государства и общества, а также его влиянию на русскую духовную традицию.

Книга будет интересна студентам теологических, историко-философских, исторических, культурологических и религиоведческих специальностей, а также всем, кто хочет углубить свои знания в области патристики, византийской истории и литературы, догматического богословия, христианской аскетики.

11.jpg

​В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия завершила работу Четвертая международная патристическая конференция «Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие».

В рамках шести пленарных заседаний ведущими специалистами в области патристики, сирологии и истории Древней Церкви были прочитаны доклады, посвященные богословскому и аскетическому учению преподобного Ефрема, текстологии его творений, различным проблемам, касающимся изучения и издания его обширного литературного наследия на сирийском и иных языках.

Рабочими языками конференции были русский и английский.

Итоги конференции подвел на ее заключительном заседании епископ Сакраментский Ириней (Стинберг), викарий Западно-Американской епархии РПЦЗ, профессор Оксфордского университета. Он высоко оценил прошедший в ОЦАД международный богословско-патристический форум, на котором состоялся плодотворный обмен мнениями между учеными из разных стран мира и представителями христианских Церквей Востока и Запада.

От имени всех участников конференции епископ Ириней выразил благодарность ректору ОЦАД митрополиту Волоколамскому Илариону за инициативу проведения ежегодных патристических конференций, предоставляющих специалистам в области патристики уникальную возможность встретиться друг с другом и обсудить актуальные вопросы изучения наследия того или иного Отца Церкви.

По итогам проведенной конференции было принято решение о подготовке сборника материалов, посвященных различным вопросам биографии, трудов и богословского учения преподобного Ефрема Сирина.

Под председательством митрополита Волоколамского Илариона было проведено заседание Организационного комитета следующей, Пятой международной патристической конференции, которую было решено посвятить богословскому наследию священномученика Иринея Лионского. Конференция пройдет в апреле 2018 года в Общецерковной аспирантуре.

23.JPG

4 мая 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени свв. Кирилла и Мефодия (ОЦАД) состоялась презентация научного сборника «Межрелигиозный диалог и его роль в деле защиты христиан Ближнего Востока и Северной Африки от преследований». Сборник подготовлен на кафедре внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры и опубликован под эгидой Межрелигиозного совета России в издательстве ОЦАД «Познание». В книге рассматриваются факты притеснения христиан в различных странах Ближнего Востока и Северной Африки, анализируются причины этого явления и способы противодействия преследованиям, а также предлагается теоретическая база межрелигиозного диалога. Представленный сборник является фактически первым научным изданием такого рода по указанной проблематике в отечественной науке.

В презентации приняли участие: заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, заведующий кафедрой внешних церковных связей и общественных наук ОЦАД архимандрит Филарет; проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин); секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям, ученый секретарь ОЦАД, редактор сборника священник Димитрий Сафонов; Чрезвычайный и Полномочный Посол О. Б. Озеров; заместитель председателя Императорского православного палестинского общества, руководитель Общественного Центра ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке Е. А. Агапова; ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы в защиту христианских ценностей Государственной Думы О. В. Ефимов; член правления благотворительного фонда «Живи», представитель компании РАТМ Холдинг О. В. Блюдов; доценты Дипломатической академии МИД России Е.А. Бумагина и И.В. Колосова; доцент кафедры философии МГИМО МИД России В. В. Печатнов. В презентации также приняли участие авторы сборника – священник Павел Анищик, А.Ю. Хошев, С.В. Мельник, И.Д. Кашицын. На мероприятии присутствовали представители мусульманских общин России: со стороны Центрального духовного управления мусульман России – Ш. М. Кадыргулов, со стороны Духовного управления мусульман РФ - Ш.Р. Кашаф, со стороны ДУМ Татарстана - Р.А. Хамидуллин; со стороны Духовного собрания мусульман Россиии - А. Ф. Шляпошников; а также представитель Федерации еврейских общин России А. Л. Зальцман; учащиеся ОЦАД и другие гости.

24.JPG

27 апреля по благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона в конференц-зале ОЦАД состоялось открытие IV международной патристической конференции «Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие».

Церемонию открытия возглавил митрополит Иларион, тепло приветствовавший участников и гостей форума в стенах Общецерковной аспирантуры.

С приветствиями выступили профессор новозаветной экзегетики Баламандского Богословского института святого Иоанна Дамаскина архимандрит Иаков (Халиль) (Антиохийский Патриархат), священник Жан Акики (Университет Святого Духа, Каслик, Ливан), архимандрит Рабан Роджер-Юсеф Ахрасс (Сиро-Яковитская Православная Церковь), профессор священник Баби Варгезе (Маланкарская Ортодоксальная Семинария, Коттаям, Индия), декан Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке протоиерей Джон Бэр.

На открытии присутствовал Представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон.

В рамках I сессии «Жизнь, творения, переводы и рукописное наследие преподобного Ефрема Сирина» основной доклад сделал митрополит Иларион.

В числе участников конференции - викарий Западно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви, декан Института богословских исследований имени святителей Афанасия и Кирилла Александрийских епископ Сакраментский Ириней (Стинберг), игумен Дионисий (Шленов) (Московская духовная академия), иерей Михаил Желтов (ОЦАД), священник доктор Доминик Сербело (Доминиканская епархия Тулузы, Франция), священник Никодим Юханаев (Ассирийская Церковь Востока в Армении), профессор евангелической теологии Карл Пинггера (Маргбургский университет, Германия), профессор теологии Джефри Уикс (Университет Сент-Луиса, Миссури, США), профессор Кэтлин Э. Маквей (Принстонская богословская семинария, Нью-Джерси, США), профессор Уте Поссекель (Гарвардская школа богословия, Кэмбридж, Массачусетс, США), доктор Эмилиано Фьори (Университет имени Гумбольдта, Берлин, Германия), профессор Ханна Хант (Открытый университет, Милтон-Кинс, Великобритания), профессор теологии Мартин Тамке (Университет Георга-Августа, Гёттинген, Германия ), Сабино Кьяла (община Бозе, Остуни, Италия), Адальберто Майнарди (община Бозе, Остуни, Италия), заведующий кафедрой богословия ОЦАД А.Р. Фокин, Григорий Кессель (Австрийская Академия наук, Вена, Австрия), Е.В. Барский (Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия»), Е.А. Заболотный (ЦНЦ «Православная Энциклопедия»), М.Г. Калинин (Московская духовная академия, ОЦАД).

Конференция IV международная патристическая конференция «Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие» продлится до 29 апреля.

Пресс-служба ОЦАД

Фото Службы коммуникации ОВЦС

andreev.jpg

27 апреля 2017 г. заведующий кафедрой церковной истории Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия профессор доктор исторических наук Андрей Юрьевич Андреев выступил в замке Коппе (кантон Во, Швейцария) на научном симпозиуме по теме «Швейцария и русская революция 1917 года». Данное научное мероприятие было организовано почетным консульством Российской Федерации в Лозанне. В рамках встречи экспертов за круглым столом А.Ю. Андреев сделал доклад на тему «Швейцарские университеты и русская революция». Во встрече также приняли участие профессор Оксфордского университета Доминик Ливен, главный научный сотрудник Института Российской Истории РАН Владимир Булдаков, редактор исторического журнала «Родина» Семен Экштут.

В ходе последовавшей дискуссии обсуждались различные вопросы русско-швейцарских государственных, общественных и духовных связей в канун революции 1917 года. На встрече присутствовали почетный генеральный консул РФ в Лозанне Фредерик Паулсен, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, российские и зарубежные дипломаты, политики, журналисты, общественные деятели.

Пресс-служба ОЦАД

25.jpg

25 апреля 2017 года делегация Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия посетила Апостольскую нунциатуру в Москве, где была принята Апостольским нунцием в Российской Федерации архиепископом Челестино Мильоре.

Делегацию возглавил руководитель Управления по общественным связям и протоколу, преподаватель кафедры внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио. В ее состав вошли руководитель Международного отдела ОЦАД Д.И. Серов, заместитель руководителя Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД О.В. Морозова, сотрудники Управления И.Г. Урсул, Е.П. Гайдукова, Д.Ю. Тюрина, а также учащиеся магистерской программы Общецерковной аспирантуры, представляющие не только Русскую, но и Антиохийскую, Сербскую и Элладскую Православные Церкви.

Архиепископ Челестино Мильоре рассказал о соотношении понятий Святого Престола и Государства Ватикан, международном юридическом статусе Святого Престола, особенностях его участия в международных отношениях, устройстве дипломатической службы Святого Престола и его миротворческой деятельности в XX - начале XXI века.

Затем глава дипломатической миссии Святого Престола в России ответил на многочисленные вопросы слушателей.

Мигель Паласио от имени всей делегации поблагодарил монсеньора Мильоре за гостеприимный прием и интересную беседу, отметив важность прочитанной лекции для учащихся кафедры внешних церковных связей ОЦАД.

Пресс-служба ОЦАД

26.jpg

22 апреля 2017 года в рамках «Библионочи» в торговом доме «Библио-Глобус» состоялась встреча с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополитом Волоколамским Иларионом.

Встречу открыла директор группы управления товарами и услугами торгового дома «Библио-Глобус» С.Ю. Мкртычева. Ведущим выступил руководитель Управления по общественным связям и протоколу Общецерковной аспирантуры Мигель Паласио.

Мероприятие началось с подписания соглашения о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и «Библио-Глобусом». Свои подписи под документом поставили митрополит Волоколамский Иларион и президент торгового дома «Библио-Глобус» Б.С. Есенькин.

Затем митрополит Иларион обратился к присутствующим:

«Я рад возможности представить третью книгу из серии под общим названием "Иисус Христос. Жизнь и учение". Напомню, что я начал писать эту серию, поскольку хотел рассказать о Господе нашем Иисусе Христе на основе четырех Евангелий, с учетом имеющегося сопутствующего материала: толкований Святых Отцов на Евангелие, трудов современных ученых, посвященных Евангельскому тексту, и работ древних историков, которые помогают нам лучше понять контекст Евангельской истории.

Поначалу я думал, что ограничусь одной книгой, но по мере написания текст стал разрастаться, и стало понятно, что в один том невозможно вместить все, что мне хочется рассказать об Иисусе. Итогом работы стали шесть книг, третью из которых сегодня я представляю вашему вниманию.

В первой книге я рассказывал о том, что такое Новый Завет, как Евангелие толковалось и изучалось в течение истории, почему Евангелий четыре, а не одно, рассматривал главы из четырех Евангелий, повествующие о начальном периоде земной жизни Господа Иисуса Христа и начале его общественного служения.

Вторая книга была посвящена трем главам из Евангелия от Матфея, содержащим Нагорную проповедь Спасителя. В ней содержится квинтэссенция нравственного учения Господа Иисуса Христа.

Дальнейшее рассмотрение материала я построил по принципу больших тематических блоков. Третья книга целиком посвящена чудесам Иисуса Христа, четвертая - притчам Иисуса, пятая – Евангелию от Иоанна (тому материалу, который не пересекается с тремя другими Евангелиями). Шестая, главная, книга (самая большая по объему) называется "Смерть и Воскресение", она посвящена последним дням, часам и минутам жизни Господа Иисуса Христа и Его Воскресению из мертвых.

Если мы откроем любое из Евангелий, то увидим, что чудеса занимают в нем очень существенное место. Примерно половина той части Евангелия от Марка, которая предшествует рассказу о Страстях Христовых, посвящена рассказам о чудесах. В Евангелиях от Матфея и Луки это соотношение немного меньше. Но тем не менее в каждом из трех других Евангелий чудесам уделено большое внимание. В Евангелии от Иоанна описано меньше всего чудес, однако о каждом из них говорится наиболее подробно. В общей сложности в Евангелии подробно описано более тридцати чудес, совершенных Господом Иисусом Христом. Но многочисленные упоминания на страницах Евангелий свидетельствуют о том, что этих чудес было гораздо больше.

Я начинаю свою книгу с вопроса о том, что такое чудо, как люди в разные эпохи относились к чуду. Существует точка зрения, что в древности люди были очень легковерными, верили в чудеса, но в Новое время эта вера уступила место рациональному осмыслению окружающей действительности. Это мнение поверхностное и, по сути, ошибочное. Потому что и в древности многие люди и даже отдельные философские и религиозные направления отрицали чудеса.

В советское время мы слышали из уст официальных идеологов, что чудес не бывает. Подобное представление об отсутствии Бога, сверхъестественного измерения в жизни человека на протяжении семидесяти лет являлось государственной идеологией. Чудеса высмеивались, Евангелие, по сути, было запрещенной книгой, его невозможно было достать ни в книжном магазине, ни в церковной лавке. Но зато можно было свободно найти всякого рода "забавные" Евангелия, в которых дипломированные атеисты развенчивали Евангельские чудеса и показывали несостоятельность Евангельской истории. Такова предыстория того, о чем я решил написать книгу.

Я подхожу к материалу, который изложен в Евангелиях, как к свидетельству очевидцев. Думаю, что если мы хотим узнать, о чем в действительности говорят Евангелия, только такой подход и возможен. Если кто-нибудь допустит, что в Евангелиях может быть хоть что-то недостоверно, это будет означать демонтаж всей логики свидетельства, лежащей в основе четырех Евангелий. А это свидетельства нескольких очевидцев.

В Евангелиях рассказывается о различного рода чудесах Иисуса Христа. Эти чудеса имеют разную природу, они касаются разных людей, находившихся в разных жизненных ситуациях. Но в них в то же время есть общее: чудо не совершается Иисусом Христом как некий магический акт. К Нему много раз подходили фарисеи, книжники и говорили: "Покажи нам чудо, и мы уверуем в Тебя". И Господь всякий раз отказывался, потому что чудо ради чуда Ему было неинтересно. Он считал категорически неправильным ставить веру в зависимость от чуда. Наоборот, чудо находится в прямой зависимости от веры.

Всякое чудо является плодом совместного творчества человека и Бога. Человек верует в Бога, он призывает Бога на помощь, и Бог приходит к нему и совершает чудо. Но не автоматически или магически, а совместно с человеком. Здесь можно поставить вопрос о границах между Божественным и человеческим действиями. Где заканчивается действие Божие, а где начинается действие человека?

На днях, в Светлый понедельник, я посещал Центр детской нейрохирургии. В этом лечебном учреждении трудятся замечательные врачи, там установлено современное оборудование, которое помогает детям преодолевать сложные заболевания. Туда привозят как полностью, так и частично парализованных детей, им делают дорогостоящие операции. А потом начинается медленный и долгий процесс выздоровления. Некоторые из тех, кто были пациентами этой больницы, кого туда привезли парализованными без особой надежды на излечение, стали спортсменами, бизнесменами, живут полноценной жизнью. Все это, конечно, можно приписать действию медицины. Но ведь положительный результат не всегда достигается при наличии врачей и специальной аппаратуры. Значит, есть некая дополнительная сила, необходимая для того, чтобы произошло исцеление. Эта сила приходит от Бога. Не случайно в этом лечебном учреждении существует храм, куда приходят и дети, и родители. Даже врачи говорят пациентам: "Если ты не будешь верить, то у тебя ничего не получится". Я привожу это не как пример чуда, а как подтверждение того, что в жизни требуется совокупность факторов. Каждое из чудес, описанное в Евангелии, представляет собой подобную совокупность.

В чудесах иногда участвует не один человек, а несколько. Например, бесноватый отрок не мог сам просить об исцелении, потому что его психика была полностью поражена недугом. Можно по-разному трактовать случаи беснования. Но как бы то ни было, при подобных явлениях, описанных в Евангелии, люди практически теряли человеческий облик, самоконтроль. Господь Иисус Христос приходил на помощь всем им.

Если желание Христа совершить чудо не было напрямую связано с желанием самого человека, то только по той причине, что личность человека была всецело подавлена вселившимся в него alter ego. Но во всех остальных случаях Господь совершал исцеление в ответ на веру либо самого человека, либо тех, кто просил о его исцелении.

В своей книге я показываю, что в каждом чуде присутствует Бог, но в нем есть также молитва человека и его желание, чтобы чудо произошло. Хотелось бы еще раз отметить, что Евангелие – особая книга, а Иисус Христос – особый человек. В первом томе и на протяжении всех томов я стараюсь это показать. Для того, чтобы открыть сокровища Евангельской истины, требуются два ключа. Первый – вера в то, что Иисус Христос был живым, полноценным человеком, таким, как мы с вами, он умел чувствовать, радоваться, скорбеть, испытывать боль, усталость. Другой ключ – то, что Он был воплотивщимся Богом. Именно в свете веры в то, что Иисус Христос был Богом, раскрывается богатство и красота Евангельской истории».

Свое мнение о труде митрополита Илариона «Чудеса Иисуса» высказали присутствовавшие на презентации Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре, Чрезвычайный и Полномочный Республики Сербия в Российской Федерации Славенко Терзич, ректор Московского педагогического государственного университета А.В. Лубков, профессор факультета славистики Университета Париж X - Нантер Ив Аман.

∗∗∗

«Библионочь» – ежегодный всероссийский праздник в поддержку чтения, в котором принимают участие библиотеки, музеи, книжные магазины, культурные центры. Основная тема акции в 2017 году – «Новое прочтение». Концепция тематики основана на тенденции развития новых технологий и изменений.

Пресс-служба ОЦАД

20.JPG

19, 20 и 21 апреля 2017 года, по благословению ректора ОЦАД митрополита Волоколамского Илариона, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялся научно-исследовательский семинар, посвященный трактату Оригена «О началах». Работу семинара возглавил декан Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке, заведующий кафедрой православного богословия им. митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра) в Свободном университете Амстердама протоиерей Джон Бэр. 

В работе семинара приняли участие аспиранты ОЦАД, а также аспиранты и магистранты Школы философии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Московской духовной академии, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Свято-Филаретовского православно-христианского института.

В первый день участники семинара ознакомились с историческим и богословским контекстом трактата Оригена «О началах». Во второй и третий дни работа семинара строилась на внимательном чтении и анализе избранных глав трактата. Особое внимание уделялось методологическим установкам, с которыми исследователь должен приступать к чтению патристических текстов.

В ходе семинара отец Джон поделился с участниками своими выводами и наблюдениями, к которым он пришел в ходе многолетнего изучения наследия Оригена. Участники семинара также имели возможность ознакомиться с подготовленным отцом Джоном критическим изданием трактата «О началах», которое будет опубликовано в текущем году Издательством Оксфордского университета.

«Подобные семинары – хорошая школа внимательного чтения текстов, важных для церковного Предания. Семинары протоиерея Джона Бэра заставляют относиться к патристическому наследию не как к мраморному монументу, а как к живому Преданию, с которым мы можем находиться в диалоге и с которым мы реально можем соотносить свою церковную жизнь», – поделилась своим мнением об итогах семинара аспирант ОЦАД, заведующая УМО СФИ Л.Ю. Мусина.

Пресс-служба ОЦАД

05.jpg

12 апреля 2017 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион встретился с министром образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой. Встреча состоялась «на полях» Московского международного салона образования, который проходит в 75-м павильоне ВДНХ с 12 по 15 апреля.

В ходе общения обсуждались вопросы, связанные с развитием отрасли теологии в системе российской науки и образования.

Служба коммуникации ОВЦС/Пресс-служба ОЦАД

Фото Пресс-службы Министерства образования и науки РФ и Пресс-службы ОЦАД

1.jpg

12 апреля 2017 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион посетил Московский международный салон образования. В нем приняли участие ведущие российские и международные образовательные и научные организации, представители профильных министерств и ведомств, крупнейших предприятий-работодателей и компаний-партнеров, производящих учебное и техническое оборудование, создающих программное обеспечение, оказывающих различные услуги в сфере образования.

Митрополита Илариона сопровождали проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), исполняющий обязанности проректора по научной работе ОЦАД Д.В. Шмонин, руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД Мигель Паласио, заместитель руководителя этого управления, руководитель проектов ОЦАД О.В. Морозова.

В сопровождении заместителя министра образования и науки Российской Федерации В.Ш. Каганова архипастырь ознакомился с экспозициями Московского международного салона образования. Владыка посетил стенды Московского педагогического государственного университета, Индивидуальной консультации по профориентации, Новостного агенства школьной прессы, проекта "Открытый мир самбо", "Этномира", Всероссийского центра художественного творчества, Управления образования администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан.

Также ректор Общецерковной аспирантуры дал интервью в Детском пресс-центре, объединяющем юных журналистов со всей России.

Пресс-служба ОЦАД

(в репортаже использованы материалы Службы коммуникации ОВЦС)

new_logo-400-1.png

С 15 по 19 мая 2017 года Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия совместно с Синодальным отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви проводится семинар для руководителей и сотрудников епархиальных отделов по делам молодежи.

Основная задача семинара – в сжатые сроки повысить уровень компетенции руководителей и сотрудников отделов по делам молодежи в вопросах организации их работы, активизации добровольческого движения, взаимодействия с органами государственной власти в сфере молодежной политики, создания, развития и привлечения средств для реализации проектов.

В качестве преподавателей предполагается пригласить специалистов-практиков из подразделений Московской Патриархии, представителей государственных органов власти, преподавателей ведущих высших учебных заведений Москвы, известных общественных деятелей, специалистов по социальному проектированию.

Занятия будут проходить в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ул. Пятницкая 4/2, строение 1).

По вопросам участия просим обращаться в Центр непрерывного образования ОЦАД: телефон: +7 (495) 721 80 22 , электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пресс-служба ОЦАД

7.jpg

Вечером 10 апреля 2017 года, в Великий понедельник, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором – на Черниговском Патриаршем подворье.

Архипастырю сослужили настоятель храма Трех святителей в Ульяновске, благочинный Симбирского округа Симбирской епархии протоиерей Николай Косых, проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), инспектор ОЦАД протоиерей Михаил Немнонов, заведующий Службой коммуникации ОВЦС священник Илия Косых, сотрудники и учащиеся ОЦАД в священном сане.

За богослужением молились представители администрации, члены преподавательско-студенческой корпорации ОЦАД.

После сугубой ектении иерарх вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией митрополит Иларион рукоположил в сан диакона учащегося Общецерковной аспирантуры чтеца Антония Косых.

По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В праздник Входа Господня в Иерусалим мы с ликованием встречаем Господа Иисуса Христа, грядущего на осляти, сопровождаемого радостными возгласами Своих учеников, толпы и множества детей. Но уже вечером в тот же день мы погружаемся в Божественный мрак Страстной седмицы, снова облачаемся в темные одеяния и вспоминаем о том, как не произошло того, чего, может быть, многие ожидали, когда встречали Господа Иисуса Христа.

Он не стал ни царем израилевым, ни политическим вождем израильского народа. Он не предложил никакую программу по освобождению Своей земли от оккупантов, не предпринял никаких действий по восстановлению могущества израильского царства. Вместо всего этого Господь Иисус Христос вошел в храм Иерусалимский, увидел беспорядок, который там творился,   торговлю, что устроили на этом месте, и, схватив бич, изгнал всех торгующих из храма, сказав: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Мк. 11. 17).

И те люди, которые уже находились в оппозиции к Нему, прежде всего, храмовое духовенство, первосвященники, книжники, левиты – вся духовная и политическая элита израильского народа, которых Он и до того возмущал Своими действиями, поучениями, Своим отвержением того типа религиозности, к которому они привыкли, теперь возмутились еще больше. Они решили, что с этим Человеком надо расправиться, причем надо это сделать, не дожидаясь великого праздника.

Господь Иисус Христос, как мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, каждый день учил в храме Иерусалимском. И вот ученики приступили ко Спасителю и показали Ему здание храма. А храм действительно был величественным, к тому же незадолго до того его не просто отреставрировали, а в значительной степени заново отстроили. Храм представлял собой величественное здание, состоящее из многих помещений, украшенное чистым золотом и другими драгоценными материалами. Множество дворов с прекрасными колоннадами в античном стиле прилегали к этому зданию. Как повествует историк Иосиф Флавий, в лучах утреннего солнца Иерусалимский храм сиял и сверкал так, что поражал воображение всех, кто его посещал.

И вот ученики, эти простые галилейские рыбаки, которые, наверное, редко бывали в Иерусалиме, видя все это великолепие, решили обратить внимание Учителя на красоту храмового здания. Но Господь, предвидя то, что произойдет, предвидя судьбу этого храма, который всего через сорок лет ожидает разрушение, сказал им: «Видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24. 2). Ученики спрашивают Его: «Когда это будет?» (Мф. 24. 3). И Господь начинает им говорить так, как Он часто говорил: притчами, иносказательно. Звучат Его слова: «Не прейдет род сей, как все сие будет» (Мф. 24. 34), то есть разрушение Иерусалимского храма произойдет, пока еще живы свидетели его великолепия.

Но вместе с тем Господь говорит и о том, что произойдет при кончине века, и о том Страшном суде, который ожидает всякого человека. Когда это произойдет, и как долго продлится жизнь человечества до того момента, когда история человеческая свернется, словно свиток, и небеса с шумом прейдут (ср. Откр. 6. 14)? Господь говорит: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24. 36). Но Спаситель указывает Своим ученикам, какими будут признаки Его пришествия, и каково оно будет. Он говорит, что «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф. 24, 30), что оно воссияет от востока и запада. Под этим знамением толкователи понимают Крест Христов, они говорят, что тогда Господь соберет всех людей, и будет суд для всякой плоти. Те, которые были верны Богу, станут по правую сторону от Спасителя, а те, что противились Богу, окажутся по левую сторону от Него.

Другие же события, о которых говорил Христос, – разрушение Иерусалима, окончательное уничтожение той условной государственности иудейского царства, которая еще сохранялась при римлянах времен Иисуса Христа, – произойдут совсем скоро. Но все это будет лишь прологом к тем событиям, которые ожидают не только царство Израильское, но и все человечество.

Этими словами Господь Иисус Христос указывает, что истории человечества когда-нибудь придет конец. Но Он Сам является Господом нашей истории, и история  продлится столько, сколько Он захочет. Время кончины века неизвестно никому – только Отцу Небесному. Нам же Господь дает возможность жить на этой земле и готовить себя к вечному Царству. Но жить не в пассивном ожидании бедствий, которые должны произойти, а так, чтобы каждый день жизни имел смысл и ценность, чтобы мы ни одного дня и ни одного часа не проводили напрасно, чтобы всегда и во всем старались служить нашему Господу, быть Его апостолами в этом мире, провозвестниками Его благости, возвещать людям Его милость и суд, который ожидает каждого человека.

В дни Страстной седмицы мы вспоминаем день за днем последние дни земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Много событий произошло в эти дни. Евангелисты рассказывают нам о том, что они запомнили, что услышали из уст Спасителя. И в течение всех этих дней Церковь ведет нас по крестному пути, которым прошел Господь и Спаситель наш Иисус Христос.

Крестный путь закончился для Христа на Голгофе. Но на третий день, как Господь и предсказывал, Он воскрес из мертвых, Своим воскресением навсегда изменив жизнь всего человечества и всю человеческую историю, придав ей смысл и ценность. С этого времени история становится временем ожидания Второго пришествия Христова. Но это не ожидание в страхе, которое было свойственно иудеям времен Иисуса Христа, а радостное ожидание, которое пронизывает всю жизнь раннехристианской Церкви. Оно выразилось в словах из Апокалипсиса: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22. 20).

Эти слова Господь обращает к нам: «Се, гряду скоро». Скоро не в том смысле, что так будет в ближайшие дни, хотя это может произойти и завтра, и послезавтра – слова Спасителя значат, что жизнь наша приближает нас и к нашему собственному концу, и к тому Страшному суду, который ожидает всякого человека. И мы на этот призыв Господа с радостью восклицаем, как восклицали древние христиане: «Ей, гряди, Господи Иисусе».

Мы видим: в истории нашей Церкви действие благодати Божией не оскудевает и не умаляется. И как в древние времена Церковь пополнялась новыми членами, новыми лицами, которых Господь призывал на служение священническое, на служение диаконское, к жизни монашеской, так и в наше время Церковь пополняется людьми, которых Господь призывает на это служение. К ним, как и к Своим апостолам, Господь обращает слова: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15. 16).

Сегодня в нашем храме, который по благословению Святейшего Патриарха Кирилла является храмом Общецерковной аспирантуры и докторантуры, мы совершили и монашеский постриг, и диаконскую хиротонию. Я хотел бы обратить слово к новопоставленному диакону с пожеланием тебе, отец Антоний, чтобы ты был достойным служителем Церкви Христовой, чтобы в своем служении ты подражал ангелам, по образу которых здесь, на земле, существует служение диаконское. Желаю, чтобы ты никогда не посрамил Церковь Христову какими-либо недостойными действиями, но чтобы вся твоя жизнь диаконская, а если Господь сподобит, то и священническая, была восхождением от силы в силу к славе Божией и к Царству Небесному.

Пусть Господь даст всем нам силы пройти подвиг Страстной седмицы и в радости встретить Светлое Христово Воскресение. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС/Пресс-служба ОЦАД

7.jpg

10 апреля 2017 года, в канун вторника Страстной седмицы, в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Черниговского Патриаршего подворья председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил монашеский постриг диакона Сергия Черкасова, помощника проректора по учебной работе Общецерковной аспирантуры. Новопостриженному иноку было дано имя Павел, в честь святого апостола Павла.

В напутственном слове к нему владыка Иларион, в частности, сказал:

«Сегодня в этом святом храме, перед лицом святых ангелов, всех святых, соприсутствующих нам, перед лицом братии совершился твой монашеский постриг. Ты принес Богу священные обеты, о которых будешь истязан на Страшном суде Господнем. Ты слышал чинопоследование монашеского пострига, слова которого говорят о смысле монашеской жизни. Эта жизнь постническая, основанная на отвержении своей воли, которую ты должен всецело посвятить Господу и Его Святой Церкви.

Ты будешь выполнять те послушания, которые Святая Церковь будет возлагать на тебя через священноначалие. Выполняй их беспрекословно, со смирением. Помни о том, что воля Божия через волю священноначалия будет проявляться в твоей жизни. Помни о тех обетах, которые ты дал, и никогда не нарушай их. Если же случится тебе впасть в прегрешение, то прибегай к лекарству покаяния и к Таинству исповеди.

Твое монашеское житие будет сочетаться с несением тобою служения алтарю Божию. В этом служении и в молитве черпай вдохновение для монашеской жизни.

Ты получил при постриге имя великого апостола, пламенного проповедника правды Божией – святого апостола Павла. На парамане, который ты носишь, написаны слова этого апостола: «Я язвы Господа моего на теле моем ношу» (Гал. 6.14). Апостол Павел носил на теле своем язвы от многочисленных побоев и бичеваний, которым он подвергался за имя Христово и за проповедь Христа. А ты будешь носить на своем теле духовные язвы, которые будут проистекать от твоего постнического жития и от того, что ты отрекся от мира и теперь будешь идти особым путем, которым шли избранники Божии.

Об этом пути сказал Сам Господь Иисус Христос. И святой апостол Павел был проповедником этого пути. Церковь прославляет его как одного из родоначальников монашеского жития.

Пусть твоей настольной книгой будет святое Евангелие; не проживай и дня без того, чтобы не прочитать хотя бы несколько строк или страниц из этой священной книги. Через нее Сам Господь будет научать тебя тому, что необходимо тебе на поприще монашеской жизни. Обращайся ежедневно к посланиям святых апостолов, наипаче к посланиям того апостола, чье имя с этого дня ты носишь, ибо в них сокрыта безмерная мудрость. И многие его слова обращены к нам, монахам нынешнего времени, живущим в не менее трудных обстоятельствах, чем жили иночествующие прежних веков.

Черпай благодатную силу в священном Имени Иисусовом, которое должно звучать в твоем сердце при непрестанном повторении Иисусовой молитвы, как ты слышал сегодня в чинопоследовании пострига, при вручении тебе четок: «Всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли и во устех своих имети должен еси, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

Будь милостивым ко всей во Христе братии. Будь трудолюбивым в послушаниях, которые на тебя возлагаются. Пусть никогда твоя вера не оскудевает. Пусть никогда твоя любовь ко Христу не ослабевает. Воспламеняйся этой любовью по примеру великого апостола. И пусть Господь ведет тебя по пути монашеской жизни, а Пресвятая Богородица покрывает тебя честным Своим омофором, да сопутствует тебе молитва и предстательство святого апостола Павла и помогают молитвы всех преподобных отцов, а помощь твоих братьев, здесь присутствующих, пусть укрепляет тебя в несении монашеской жизни.

Помни о том, что монашеская одежда, хотя и имеет вид скорбный, на самом деле является одеждой радости. Монашеская жизнь дает человеку ту радость духовную, которую ни что иное на этой земле дать не может. Это радость от постоянного пребывания с Господом, с Пресвятой Богородицей и со всеми святыми.

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, о всем благодарите»(1 Фес. 5. 16-18). Пусть и эти слова апостола Павла будут для тебя путеводными на монашеском пути. Слова эти обращены к каждому христианину, но особым образом они раскрывают суть монашеской жизни, ибо источником радости является именно непрестанная молитва и благодарение Богу. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС/Пресс-служба ОЦАД

16.jpg

С 27 по 31 марта 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия прошел семинар для руководителей епархиальных миссионерских отделов.

Программа была подготовлена совместно с Синодальным миссионерским отделом Русской Православной Церкви. Для участия в семинаре прибыли представители 53 епархий, в том числе епархий Белорусского экзархата.

Перед открытием семинара в академическом храме Общецерковной аспирантуры заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько) совершил молебен на начало занятий. Затем отец Серапион открыл лекционную часть выступлением, посвященным проблемам православной миссиологии.

В течение недели с лекциями выступили: председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, советник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления внутренней политики Администрации Президента Российской Федерации А.В. Третьяков, руководитель миссионерского отдела Московской областной епархии священник Дмитрий Березин, член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Р.А. Силантьев, ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.В. Ефимов, руководитель аппарата Исполнительной дирекции международного открытого грантового конкурса "Православная инициатива", заместитель исполнительного директора Фонда «Соработничество» Л.В. Даль, доктор философских наук, доктор богословия, профессор В.Н. Катасонов, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела протоиерей Александр Короткий, заведующий кафедрой миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А.Б. Ефимов , член Синодальной библейской-богословской комиссии А.М. Малер и другие .

Среди тем семинара: методы организации миссионерского служения на приходе, современны е подход ы к организации православной миссии, миссионерское служение Русской Православной Церкви и государственная политика в сфере взаимодействия с религиозными организациями, современные технологии привлечения средств на реализацию социально значимых проектов, миссия в информационном пространстве.

В последний день семинара состоялся круглый стол, на котором были подведены итоги недельных занятий.

В заключение курса ректор Общецерковной аспирантуры, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион вручил всем участникам семинара удостоверения установленного образца. Обращаясь к слушателям, Владыка, в частности, отметил:

«Миссионерская тема на сегодняшний день является для нас главной: то церковное возрождение, которое продолжается с 1988 года, вне всякого сомнения, затронуло широкие слои населения, но по-прежнему остается много непросвещенных людей, поэтому для нас актуальна миссионерская деятельность, направленная на тех, кто находится рядом с нами. Ведь часто наша вера по различным причинам не доходит до них.

На каждого из нас Господь возложил апостольскую миссию. Мы должны быть очень хорошо подготовлены и вооружены, чтобы с ней справиться. Нам необходимо понимать, что каждый человек по-разному откликается на Слово Божие. И только в некоторых случаях наше слово доходит до сердец людей.

Часто люди задают вопросы о смысле жизни, о смысле страданий, спрашивают нас о Боге. И ответом на все вопросы является Богочеловек Иисус Христос, Который Сам прожил человеческую жизнь, прошел через страдания и смерть. Если Иисус Христос будет в центре нашей проповеди, то уже не мы будем нести ответственность за ее успех, а Сам Господь будет говорить людям нашими устами. А для того, чтобы Христос был в центре нашей проповеди, Он должен быть в центре нашей жизни».

На вручении удостоверений слушателям семинара также присутствовали: проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько), директор Центра непрерывного образования ОЦАД И.А. Парфенов, пресс-секретарь Синодального миссионерского отдела иеромонах Лев (Скляров).

Пресс-служба ОЦАД

Научно-образовательная теологическая ассоциация Православный портал ИИСУС Вопросы теологии Издательский дом «Познание»

Please publish modules in offcanvas position.

?iaaen.Iao?eea