НОВОСТИ


Warning: getimagesize(images/stories/news2017/06_jun/04/2017-06-01 07-53-30.jpg): failed to open stream: No such file or directory in /home/h003302672/doctorantura.ru/docs/plugins/content/multithumb/multithumb.php on line 1558

2.jpg

17 июля 2017 года ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в молодежном образовательном добровольческом форуме "Добролето". Уже второй год по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла он проходит у стен Троице-Сергиевой Лавры, на Благовещенском поле.

Стремиться в каждом поступке жить по Евангелию - так формулируют организаторы встречи главную задачу православного волонтера. Митрополит Иларион напомнил сотням молодых людей, приехавшим на форум, как сложно было апостолам. Тем не менее, именно трижды отрекшийся от Христа, постоянно споривший с Ним апостол Петр стал, по словам Самого Спасителя, первым камнем в основании христианской Церкви.
 
"Можем ли мы сказать, что видим в Евангелии положительный, вдохновляющий образ Петра? Вряд ли. Перед нами образ слабого человека, который мало понимает, что происходит вокруг, который задает глупые вопросы, спорит со Спасителем. Но потом мы открываем Деяния и видим совсем другое", - сказал архипастырь. 
 
Деяния апостолов описывают, как апостол Петр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял больных и воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. В Иоппии, современном Тель-Авиве, апостол Петр воскресил умершую девицу Тавифу. Сейчас на этом месте находится русский православный храм.
 
А воинствующий преследователь первых христиан, Саул из Тарса, стал главным проповедником христианской веры - апостолом Павлом. Он является создателем христианского богословия, первым человеком, который богословски осмыслил учение Христа, напомнил митрополит Иларион. Святитель Иоанн Златоуст писал, что Господь больше открыл людям через Павла, чем успел сказать за время Своей земной жизни.
 
"Благодаря им мы узнали о Христе. После Него не осталось никаких письменных свидетельств, Он ничего не писал, только говорил. Если бы не апостолы, мы могли бы  ничего не узнать о Боге. Конечно, Он нашел бы другой способ донести до нас Свое учение, но избрал именно такой путь - чтобы Его слова донесли до нас апостолы", - подчеркнул иерарх.
 
Он пожелал всем слушателям такой же сознательной веры, которая была у спутников Христа. "Никогда не унывайте. Пусть вам не кажется, что в Церкви скучно - в Церкви  интересно, в ней есть много вдохновляющего, яркого. Но для того, чтобы это оценить, мы должны каждый день учиться и читать", - убежден митрополит Иларион.
 
Ректор ОЦАД ответил на вопросы участников форума, коснулся тем проповеди в соцсетях и посоветовал, как жить, не осуждая других. Рассказ о Боге в виртуальном мире мало отличается от рассказа о нем в мире настоящем: и там, и там зло борется с добром, отметил митрополит, а лучший способ жить не-осудно - постоянно смотреть на себя и видеть свои недостатки.
 
"Семьи разрушаются из-за желания исправить другого человека. Самый лучший рецепт - работать над собой. Если мы будем это делать, все вокруг выстроится как нужно", - заключил иерарх.
 
Пресс-служба ОЦАД
Автор фото - Игорь Дмитриев

OtsadHSE.jpg

30 июня 2017 года Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия подписала договор с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» о начале реализации с нового учебного года сетевой магистерской программы «Философия и история религии».

Программа реализуется на стыке двух направлений подготовки: 48.04.01 Теология (со стороны ОЦАД) и 47.04.01 Философия (со стороны НИУ ВШЭ). Такой междисциплинарный подход, сочетающий теологическое знание и научно-спекулятивный подход к изучению религии, является уникальным для российского церковного и светского образования.

В программе объединены историческая и систематическая составляющие, что позволяет снабдить студентов как методами аналитической работы с религиозными текстами, религиозно-философскими и теологическими концепциями, так и фундаментальными знаниями в области философии религии.

Особое внимание уделяется изучению проблем интеграции религии в социокультурные и политические процессы современности, актуализации религиозного знания в научном дискурсе, в общественном и интеллектуальном пространстве – с этой целью предусмотрены лекционные занятия, семинары и исследовательская работа в областях богословской методологии, политической теологии, современной философии и социологии религии. Теологический компонент программы, основанный на лучших традициях православной мысли, предполагает обращение к религиозной проблематике других конфессий.

Поступление на программу осуществляется на основании результатов конкурса портфолио. В состав портфолио входят мотивационное письмо и документы, подтверждающие общие и предметные знания абитуриента по профилю магистерской программы, его достижения в научной и образовательной сферах. Абитуриенты, чьи портфолио получат положительную оценку, будут приглашены на собеседование с приемной комиссией; в ее состав войдут представители ОЦАД и НИУ ВШЭ.

Занятия будут проходить на базе двух учебных заведений, все курсы будут читаться на параллельной основе преподавателями обоих вузов.

Программа ориентирована на выпускников духовных семинарий, академий и университетов, а также на получивших гуманитарное образование в светских вузах и интересующихся изучением религии.

Полученные в ходе обучения знания и навыки выпускники смогут использовать для работы в церковных организациях или в государственных и общественных учреждениях, которые взаимодействуют с религиозными организациями и сообществами, в средствах массовой информации и в сфере связей с общественностью. Другое направление деятельности выпускника программы связано с проведением научных исследований на стыке теологии и философии.

Прием документов от поступающих продлится до 21 июля 2017 года. Очная часть вступительных испытаний пройдет 28 и 29 июля 2017 года.

Подробная информация о программе и о порядке поступления размещена на официальном сайте Общецерковной аспирантуры и докторантуры: www.doctorantura.ru.

Контакты приемной комиссии: г. Москва, ул. Пятницкая, дом 4/2, строение 1, кабинет 303. Телефон: +7 (495) 721-80-32. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

4.jpg

В пятницу 30 июня 2017 года Общецерковную аспирантуру посетил Посол Королевства Испания в Российской Федерации Игнасио Ибаньес Рубио, которого сопровождал атташе посольства по вопросам образования Хосе Аурелио Льанеса Вильянуэва. Главным итогом этого визита стала договоренность об установлении контактов с рядом испанских университетов, специализирующихся в области теологии и международных отношений.

«Моя работа заключается в том, чтобы находить как можно больше точек соприкосновения между Россией и Испанией. Сфера образования - та область, которую мы хотели бы наполнить максимальным содержанием. Я очень хорошо понимаю огромную роль, которую Русская Православная Церковь играет в России, и для меня очень важно развивать отношения с ней, в частности с церковными учебными заведениями», - сказал официальный представитель Королевства в интервью пресс-службе ОЦАД.

Руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД Мигель Паласио рассказал гостям о Черниговском Патриаршем подворье, весомой роли Общецерковной аспирантуры в образовательном пространстве Русской Православной Церкви, истории создания нашей духовной школы, ее международных связях и учебных программах, в том числе программе «Внешние церковные связи». Особый интерес испанских дипломатов вызвал проект Летних институтов для католического духовенства, в которых принимали участие священнослужители из Испании.

Глава испанской дипломатической миссии считает, что сегодня есть все необходимые условия для взаимодействия Общецерковной аспирантуры с высшими учебными заведениями Испании: Университетом Святого Павла, Папским университетом Комильяс, Католическим университетом Мурсии и другими.

Господин Ибаньес Рубио рассказал о том, что несмотря на относительно недолгий срок пребывания в России, успел посетить Троице-Сергиеву Лавру и поклониться мощам одного из самых почитаемых русских святых - преподобного Сергия Радонежского.

Собеседники коснулись роли культурного и духовного факторов в развитии межгосударственных отношений. Они сошлись во мнении, что русские и испанцы недостаточно хорошо знают друг друга, в СМИ не всегда дается объективная информация. М. Паласио обратил внимание на то, что у российско-испанских культурных отношений богатая история, многие выдающиеся русские писатели, художники, музыканты вдохновлялись Испанией, а Россия привлекала внимание ряда прославленных испанцев, в том числе Федерико Гарсиа Лорки, одного из самых значительных деятелей культуры Испании XX века. Руководитель Управления по общественным связям и протоколу рассказал Послу Испании, что Гарсиа Лорка, - любимый поэт ректора ОЦАД митрополита Волоколамского Илариона. Именно на его стихи будущий архиерей написал в 17 лет свое первое музыкальное произведение, а спустя три десятка лет переработал его в вокальный цикл "Песни о смерти" для оркестра, гитары и солиста. Также М. Паласио упомянул о своих исследованиях христианских мотивов в творчестве Гарсиа Лорки и его связей с Россией.

После завершения встречи гости посетили академический храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором и поднялись на колокольню этого храма. Кстати, разлетевшаяся по всему миру фраза о звоне колокола стала известна благодаря Эрнесту Хемингуэю - этот классик американской литературы давно и прочно ассоциируется у большинства людей с Испанией. А Гарсиа Лорка писал в эссе, посвященном музыкальному жанру канте хондо, о «таинственном перезвоне колоколов Кремля».

«Я очень впечатлен, это удивительное место. Возможность побывать на колокольне и ударить в колокол - то, что я буду всегда вспоминать. Как и то, что я смог сделать это в Москве раньше, чем в своем родном городе, Мадриде», - поделился Игнасио Ибаньес Рубио.

Резиденция Посла Испании в России находится рядом с Преображенским храмом на Песках, запечатленным Поленовым на знаменитой картине «Московский дворик». «Много раз, особенно на Светлой Седмице, я имел возможность убедиться, какое значение колокольный звон имеет для православных христиан», - с удовольствием отметил Посол.

Пресс-служба ОЦАД

Фото Дмитрия Орехова и пресс-службы ОЦАД

RadioVera.jpg

2 июля 2017 года заведующий кафедрой церковной истории ОЦАД, доктор исторических наук, профессор Андрей Юрьевич Андреев выступил в программе «Исторический час» на радиостанции «Вера». Ведущим программы был доктор исторических наук, профессор Дмитрий Михайлович Володихин.

Передача была посвящена установлению мира в Европе после наполеоновских войн, проведению Венского конгресса и организации Священного союза. А.Ю. Андреев подробно рассказал о роли российского императора Александра I в этих событиях, подчеркнув, что долговременный мир на континенте отвечал не только политическим устремлениям царя, но и его религиозным взглядам. Священный союз создавался Александром I не просто как «прообраз» единой Европы (о чем сегодня часто говорят историки и политологи), но и как общехристианский идеал любви и взаимопонимания между народами, их единства во Христе. А.Ю. Андреев особо остановился на взаимодействии Русской Православной Церкви с государственной властью в эту эпоху, на ее восприятии Священного союза и роли, которую церковные институты могли сыграть в развитии доктрины всеобщего мира.

Венский конгресс 1814-1815 гг. (25.06.2017) - Часть 1

Венский конгресс 1814-1815 гг. (25.06.2017) - Часть 2

5.jpg

25 июня 2017 года в конференц-зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия состоялся выпускной акт, на котором выпускникам направления «Теология» были вручены дипломы магистра.

В мероприятии приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион, Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий и ректор Московского педагогического государственного университета А.В. Лубков.

 
Церемония началась со вступительного слова ректора митрополита Волоколамского Илариона:

«Сегодня мы собрались в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, чтобы поздравить выпускников с успешным окончанием обучения и вручить им дипломы. Общецерковная аспирантура и докторантура была создана по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для подготовки высококвалифицированных специалистов в области богословия, церковной дипломатии и церковно-государственных отношений.

В этом году у нас рекордное за восемь лет количество выпускников – 37 человек, среди которых архиереи, клирики и миряне из разных регионов России, а также из Белоруссии, Украины, Эстонии, Литвы, Бельгии, Болгарии, Сирии, Македонии. Выпускной акт – это достойный повод подвести итоги прошедшего учебного года и обозначить планы на будущее.

2016/17 учебный год ознаменован рядом исторических законодательных и организационных решений, закрепивших статус теологии в системе образования и науки Российской Федерации. Министерством образования и науки окончательно закреплена возможность защиты диссертаций на соискание ученых степеней по теологии. Были сформированы экспертный совет ВАК по теологии и первый диссертационный совет по данной специальности на базе ведущих государственных и церковных вузов. Состоялась успешная защита первой диссертации по теологии. Несколько дней назад мы успешно провели первую всероссийскую конференцию "Теология в гуманитарном образовательном пространстве", на которой были обозначены основные векторы развития отрасли. Общецерковная аспирантура и докторантура в лице администрации и профессорско-преподавательской корпорации была ключевым участником этих событий. Однако достигнутый результат, безусловно, является плодом успешного соработничества Администрации Президента, Министерства образования и науки, Рособрнадзора, Высшей аттестационной комиссии, Межрелигиозного совета России, Московского государственного университета, других ведущих российских вузов. Я рад, что Министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева, руководитель Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов и ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий сегодня находятся здесь, и я имею возможность лично благодарить их за вклад в это важное дело. 

Можно констатировать, что созданы все необходимые условия для развития теологии на уровне высшего образования и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Но мы в самом начале пути. Ольга Юрьевна говорила на конференции о фундаментальности и глубине как ключевой задаче теологической науки. Я бы хотел продолжить эту мысль в образовательном плане: теология служит не только Церкви, не только определенной религиозной традиции, обеспечивая воспроизводство священнослужителей. Высококвалифицированный теолог, хорошо знающий вероучение своей конфессии, является носителем ценностно-мировоззренческого, морального знания, столь необходимого сейчас гуманитарному образованию, высшей и средней школе. Более того, эту нормативную, воспитательную роль теологии, составляющей основу духовной и интеллектуальной культуры общества, нашей национальной идентичности – должны осознавать государственные служащие, дипломаты, общественные деятели, профессора вузов и школьные учителя. Именно теологическая перспектива позволяет преодолеть моральный релятивизм секулярного сознания и опасные заблуждения различных псевдорелигиозных идеологий, особенно в молодежной среде. В решении этой государственной задачи я вижу особую востребованность теологии в современном образовании.

Именно из такого понимания теологического образования мы исходим в выстраивании наших образовательных программ.

Помимо церковных докторской и аспирантской программ, в соответствии с имеющейся лицензией, Общецерковная аспирантура реализует две магистерских программы по направлению подготовки 48.04.01 "Теология": "Внешние церковные связи" и "Теология образования". По завершении лицензирования аспирантской программы по направлению подготовки 48.06.01 "Теология" наша действующая церковная программа аспирантуры так же станет неотъемлемой частью отрасли.

Программа "Внешние церковные связи" ориентирована на подготовку специалистов в области церковной дипломатии, церковно-общественных и церковно-государственных отношений. Подспорьем для этой программы станет межвузовский центр "Религия и общество", недавно созданный Общецерковной аспирантурой и Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Программа "Теология образования" готовит специалистов в области церковной образовательной политики. Также хочу отметить, что готовится к реализации сетевая программа "Философия и история религии", которая будет ориентирована на научно-исследовательскую работу на стыке теологии и философии. Для обеспечения качественной подготовки иностранных абитуриентов к обучению на перечисленных программах мы сейчас готовим, совместно с Московским педагогическим государственным университетом, специальную подготовительную программу для иностранцев. 

Дорогие выпускники! Напомню вам слова святого апостола Павла: "Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно… так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" (1 Тим. 4,16). Эта мысль как нельзя лучше раскрывает задачи Общецерковной аспирантуры как ведущего научно-образовательного центра, указывает на то, что достигнутые вами академические высоты – лишь очередной этап профессионального и творческого роста. Желаю вам, чтобы в вашем служении вы не забывали об этом».

Далее к выпускникам обратилась глава Министерства образования и науки О.Ю. Васильева:

«Позвольте мне поздравить вас с этим, наверное, самым знаменательным днем в вашей жизни. Ваш выпуск является, по сути, историческим. Многолетний этап - во многом сложный, во многом противоречивый - прохождения, согласования, осознания обществом необходимости теологии как научной области знания, мировоззренческой специальности, которая должна существовать, наконец-то завершился, и вы заканчиваете Аспирантуру в тот самый год, когда эти трудности уже позади. Сейчас на нас с вами лежит очень большая ответственность - мы должны доказать нашим оппонентам, что теология - это действительно научная отрасль, причем очень серьезная, мировоззренческая, очень мощная. Призываю выпускников двигаться в этом направлении, глубоко заниматься наукой - у вас есть для этого все основания; стараться сделать, чтобы наши научные журналы в области теологии цитировались за рубежом», - сказала Васильева.

Министр напомнила о трудах митрополита Никодима (Ротова), возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата с 1960 по 1972 год. Духовный наставник Святейшего Патриарха Кирилла, он придавал огромное значение богословскому образованию в Советском Союзе и прилагал множество усилий для его сохранения и развития. «Получить образование священнику тогда было практически негде. Кто мог бы подумать, что пройдет совсем немного времени, и мы будем иметь сегодня этот замечательный выпуск, который будет служить обществу, Церкви и государству?», - задала вопрос О.Ю. Васильева.

Она также дала высокую оценку качеству образования, получаемого в стенах Общецерковной аспирантуры. «У вас очень серьезная программа по подготовке на двух направлениях магистратуры, я знаю, что большое внимание уделяется языкам. Меня это очень радует», - отметила министр.

В ответном слове митрополит Иларион поблагодарил главу ведомства за вклад в становление теологии в России как научной отрасли и пожелал успехов в дальнейшем служении.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) С.С. Кравцов вручил митрополиту Илариону государственную лицензию, подтверждающую право ОЦАД на ведение образовательной деятельности по направлению «Теология», и поздравил иерарха с 30-летием служения в священном сане. С.С. Кравцов преподнес ректору ОЦАД написанный на Святой горе Афон образ Пресвятой Богородицы «Иверская». 

«От вас и вашей дальнейшей работы будет зависеть развитие теологии - не скажу, что это новое направление, оно давно развивалось, но сейчас оформилось и признано на государственном уровне. От того как развивается наука, зависит и развитие общества в целом. Сегодня есть определенные проблемы, связанные с нравственным воспитанием в школе, в вузах. Я уверен, что благодаря вам эти проблемы в нашей стране, во многих странах будут решаться», - подчеркнул руководитель Рособрнадзора.

В свою очередь, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий отметил, что созданный по приказу Минобрнауки в мае 2016 года Объединенный совет по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по специальности 26.00.01 «Теология» действует на очень высоком уровне. Совет функционирует на базе ОЦАД, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, МГУ и РАНХиГС при Президенте РФ.

«Московский святитель Филарет, освящая домовый храм при нашем университете в честь святой великомученицы Татианы, сказал, что наука и религия должны жить вместе и соработничать, помогая друг другу. Хотел бы в этой связи вспомнить двух великих мыслителей и наших профессоров А. Ф. Лосева и С. С. Аверинцева, глубоко верующих и очень духовно богатых людей, делавших все для того, чтобы состоялось наше общее дело, срасталось дело Церкви и дело образования. То, что происходит сегодня, является логическим завершением усилий, которые на протяжении многих веков предпринимали наши предшественники», - подчеркнул ректор Московского государственного университета. 

Глава Московского педагогического государственного университета А.В. Лубков в своем выступлении призвал выпускников ОЦАД успешно противостоять вызовам современного секулярного мира. «Такие вещи как человек, его облик, возвращение образа и подобия Божия всему человечеству, особенно в сегодняшних условиях наступления секулярных сил, при попытках обрушить те ценности, которые нес Спаситель - сегодня нам представляются очень важными. Только в единении и соборном сотрудничестве мы сможем преодолеть все эти угрозы», - подчеркнул ректорМПГУ.

Дипломы выпускникам Общецерковной аспирантуры вручили ее ректор митрополит Волоколамский Иларион и Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева.

После завершения церемонии со словами благодарности к ректору ОЦАД от лица выпускников обратились главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Мелнишский Герасим и епископ Глазовский и Игринский Виктор​.

Пресс-служба ОЦАД

new_logo-400-1.png

21 июня 2017 года в ходе рабочей поездки во Фрибургский университет представители Общецерковной аспирантуры и докторантуры, заведующий кафедрой библеистики архимандрит Сергий (Акимов) и руководитель Международного отдела Д. И. Серов, провели встречу с руководителем Департамента библеистики Фрибургского университета, директором музея «Библия+Восток» проф. Томасом Шумахером.

На встреч​е​ стороны обсудили перспективы взаимодействия кафедры библеистики ОЦАД и Департамента библеистики Фрибургского университета. Были достигнуты предварительные договоренности о совместных публикациях результатов научных исследований профессоров и докторантов, о проведении научных семинаров и лекций, а также об организации совместных конференций, посвященных изучению Священного Писания Нового Завета..

Также представители​ ОЦАД ознакомились с деятельностью Института Доменика Бартелеми, с экспозицией музея «Библия+Восток» и научными изданиями в области теологии и библеистики Фрибургского университета. Экскурсию по залам музея гостям провел куратор музея Флориан Липке.

Пресс-служба ОЦАД

13.jpg

19-21 июня 2017 года во Фрибургском университете в Швейцарии состоялся Международный симпозиум, посвященный богословскому учению о Святом Духе «Прииди, Душе Святый» («Komm Heiliger Geist»). Симпозиум был организован Центром «Вера и общество» («Glaube und Gesellschaft») при факультете теологии Фрибургского университета.

Почетными участниками мероприятия стали архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби Велби, архиепископ Венский кардинал Кристоф Шенборн, профессор Т. Н. Райт (Великобритания). Докладчиками выступили митрополит Германский и Северо-Центральноевропейский Серафим (Румынская Православная Церковь), профессора Мартин Солманн (Швейцария), Амос Йонг, Барбара Халленслебен (Швейцария) и другие.

В рамках Симпозиума помимо ежедневных пленарных докладов проходили заседания 12-ти тематических секций, посвященных раскрытию различных аспектов пневматологии.

В Симпозиуме также приняли участие представители Общецерковной аспирантуры и докторантуры заведующий кафедрой библеистики архимандрит Сергий (Акимов) и руководитель Международного отдела Д. И. Серов. В ходе мероприятия представители Общецерковной аспирантуры и докторантуры провели ряд встреч, во время которых обсуждались вопросы развития международных академических контактов.

Пресс-служба ОЦАД

14.JPGС 15 по 18 июня 2017 года в городе Галле (Германия) состоялся семинар "Введение в богословие и историю Русской Православной Церкви", приуроченный к 500-летнему юбилею Реформации. Целью семинара стало знакомство студентов богословских факультетов университетов Галле и Лейпцига с различными аспектами православного богословия и деятельности Русской Православной Церкви.
 
По благословению Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия в семинаре приняли участие: проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Владимир Хулап; помощник проректора по учебной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия иеродиакон Павел (Черкасов); руководитель Международного отдела Общецерковной аспирантуры и докторантуры Д.И. Серов; выпускник Марбургского университета священник Максим Сорокин; докторант Венского университета Д. Отто; магистрант Фрибургского университета И. Ильин. С немецкой стороны в число участников вошли представитель высшего совета Евангелическо-Лютеранской Церкви в Германии доктор Мартин Иллерт; профессор теологического факультета университета г. Галле доктор Райнхард Тёле и студенты богословских факультетов университетов Галле и Лейпцига.
  
Участники семинара выступили с докладами на темы: "Патристика как основа православного богословия" (Д. Отто); "К вопросу о понятии свободы в православной и лютеранской традициях" (И. Ильин); "Герменевтика и экзегеза: православный подход" (Д. Серов); "Русская Православная Церковь и диакония" (прот. Владимир Хулап); "Богослужение в Православной Церкви" (иеродиакон Павел (Черкасов)); "Фейри фон Лилиенфельд в контексте её русской переписки" (священник Максим Сорокин).

17 июня участники семинара посетили с экскурсией могилу Мартина Лютера в г. Виттенберге и встретились с епископом Евангелической Церкви в Ольденбурге Яном Янсеном. Вечером того же дня участники семинара молились за Всенощным бдением в Свято-Алексеевском храме в г. Лейпциге.
 
По итогам прошедшего семинара планируется публикация докладов в сборнике, посвященном диалогу Евангелической Церкви Германии и Русской Православной Церкви. Стороны также договорились о продолжении диалога в академическом формате.

new_logo-400-1.png

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион возглавил второе заседание комиссии Межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию, которое прошло 16 июня 2017 года в конференц-зале ОЦАД.

В течение трех месяцев, прошедших со дня первого заседания, члены комиссии работали над темами, предложенными для обсуждения Президиумом Межсоборного присутствия.

Во вступительном слове митрополит Иларион кратко сообщил об основных результатах работы. В частности, 31 марта 2017 года проект документа «Молитвенное попечение о некрещеных» направлен в Секретариат Межсоборного присутствия. Еще один документ – «О церковной молитве за инославных христиан» – также в ближайшее время будет направлен в Секретариат Межсоборного присутствия.

Комиссия продолжает работу над темами «Учение Церкви о чуде», «Богословие как наука», «Богословское осмысление проблем биоэтики», «Христианское мировоззрение и современные вызовы научного и технологического развития» и «Православное осмысление причин экстремизма и терроризма».

О деятельности рабочих групп по рассмотрению данных тем сообщения сделали ректор Санкт-Петербургской православной  духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий, А.В. Шишков и профессор В.Н. Катасонов. Состоялась дискуссия по затронутым темам.

Служба коммуникации ОВЦС

6.jpg

16 июня 2017 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия студенты магистерской программы «Внешние церковные связи» продолжили защищать выпускные работы. Первый этап защиты состоялся накануне, 15 июня.

Заседание экзаменационной комиссии возглавил ректор ОЦАД, доктор богословия, доктор философских наук митрополит Волоколамский Иларион. В состав экзаменационной комиссии вошли председатель Отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии, доктор богословия протоиерей Олег Скоморох; заведующий кафедрой библеистики ОЦАД, доктор богословия архимандрит Сергий (Акимов); заведующий кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета, кандидат исторических наук, доцент протоиерей Лев Семенов; доцент кафедры богословия и литургики ОЦАД, кандидат философских наук, доцент И.В. Лупандин; доцент кафедры внешних церковных связей и общественных наук, кандидат исторических наук, кандидат богословия иерей Димитрий Сафонов; профессор кафедры дипломатии Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел России, Чрезвычайный и Полномочный Посол, кандидат исторических наук Е.М. Астахов; преподаватель кафедры внешних церковных связей и общественных наук, доктор юридических наук, профессор А.С. Кожемяков.

Комиссия рассмотрела две работы, посвященные истории Церкви - «Церковно-политическая ситуация на Балканах в конце XII-начале XIII вв.» (А.Гьоргиевски; научный руководитель – доктор восточных церковных наук А.М. Пентковский, рецензент – кандидат богословия иерей Михаил Желтов) и «Патриарх Антиохийский Григорий IV: церковный иерарх, дипломат и политик» (Д.Бешара; научный руководитель – доктор философии (PhD) священник Арсений Черникин, рецензент – доктор исторических наук, профессор Д.В. Микульский).

 

С исследованием, посвященным каноническому статусу православной диаспоры в современном мире, выступил Р.В. Ахматханов (научный руководитель – кандидат богословия протоиерей Александр Задорнов, рецензент – кандидат богословия иерей Михаил Желтов), а история и положение подворий Поместных Православных Церквей в Москве стали темой работы иерарха Болгарской Православной Церкви, епископа Герасима (Георгиева) (научный руководитель – доктор философии (PhD) священник Арсений Черникин, рецензент – кандидат филологических наук, кандидат богословия М.В. Первушин).

По итогам состоявшихся защит экзаменационная комиссия приняла решение о присвоении всем учащимся, защищавшим работы, квалификации «магистр» по направлению подготовки 48.04.01 «Теология». Защитившихся поздравил митрополит Иларион. В своем обращении он призвал выпускников магистерской программы не останавливаться в своих научных трудах и пожелал им новых успехов в служении Церкви Христовой.

Пресс-служба ОЦАД

16 июня 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия завершил работу семинар для руководителей и сотрудников епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации.
 7.JPG
По итогам семинара ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион вручил слушателям удостоверения установленного образца.
 
Обращаясь к выпускникам, архипастырь сказал:
 
«Дорогие отцы, братья и сестры! Я рад сегодня приветствовать всех собравшихся для участия в семинаре по программе повышения квалификации руководителей и сотрудников епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации.
Святейший Патриарх Кирилл неоднократно напоминал о том, что катехизация, просвещение народа является нашей первоочередной задачей. Эта миссия возложена на священнослужителей самим Господом. Разрыв, который по-прежнему существует между номинальными и реальными православными христианами, очень велик. Речь идет о миллионах людей, которые считают себя православными, идентифицируют себя с Церковью, периодически посещают храм: когда нужно покрестить ребенка, обвенчаться, но реальной церковной жизни не видят, Евангелие не читают, догматическое учение Церкви представляют себе очень слабо или вообще никак. Это огромное миссионерское поле открыто для нас. На нем, помимо нас, действуют и другие люди: сектанты, представители различных групп, которые часто пользуются нашей недостаточной активностью, похищают души, которые могли бы быть овцами нашего стада.
 
Конечно, катехизация и просвещение – первоочередная задача нашей Церкви. Она относится ко всем слоям населения, начиная от детей и заканчивая людьми зрелого и старшего возрастов. Для каждой возрастной группы нужны свои навыки, подходы, методы работы. Такая работа должна систематически вестись в епархиях. Это очень важно.
 
Мы достигли определенных успехов в создании и развитии научной отрасли теологии в высших учебных заведениях. За последние недели произошли такие события, которые позволяют говорить, что в светских учебных заведениях выстроена научная отрасль теологии. У нас есть все необходимое для того, чтобы студенты могли заниматься, а диссертанты - защищать свои работы и получать ученые степени по теологии. Правда, это касается только системы высшего образования. В системе среднего образования, к сожалению, дела обстоят не совсем так, как хотелось бы. После многих лет борьбы, путем серьезных усилий нам удалось добиться того, что основы православной культуры или альтернативный предмет по выбору учащихся и родителей преподаются в одном из классов средней школы. Это всего лишь 36 часов за всю одиннадцатилетнюю программу пребывания учащегося в школе.
 
Кроме того, мы даже в этих узких рамках не имеем прямого выхода на школу, детей и педагогов, потому что основы православной культуры часто преподают другие люди: деятель культуры, учитель физики, человек, который прошел краткосрочные курсы. Они сами слабо ориентируется в том, что такое Православие, но при этом рассказывают детям о православной вере. На таком фоне публикуются различные рейтинги, основанные на общественном мнении, говорится о том, что родители не поддерживают преподавание религиозных дисциплин в школе, возникают протесты в связи с курсами, касающимися религии.
 
Например, не так давно в средствах массовой информации говорилось о том, что группа родителей выступила против преподавания курса "Истоки" в средней школе. Это якобы свидетельствует о том, что детям не интересна религия. Давайте спросим себя: а кто создавал этот курс? Церковь? Если бы Церковь подпустили, мы бы создали хорошие курсы для детей. Церковь еще никогда никому не навредила.
 
Думаю, что миссионерское поле, которое мы могли бы осваивать, сейчас открыто для нас только частично. Дети - самая уязвимая группа населения. Мы видим, что дети "зависают" в социальных сетях и впоследствии становятся жертвами сектантских движений. И Церковь, и государство должны обратить особое внимание на эту ситуацию
 
Я очень надеюсь, что все вы, несущие прямую ответственность за образование и катехизацию в ваших епархиях, будете прилагать усилия к тому, чтобы Церковь могла напрямую общаться с детьми в школах, подобно тому, как мы добились возможности участвовать в светском высшем образовании через кафедры теологии.
 
Хотел бы всем пожелать помощи Божией в служении, чтобы Господь давал вам необходимые силы».
 
Затем было оглашено послание председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, в котором, в частности, выражалась благодарность митрополиту Волоколамскому Илариону за содействие в работе Синодального отдела, была отмечена важность проведенного семинара, подчеркивалась необходимость стандартизации содержательного компонента православного образования.
 
На церемонии вручения удостоверений присутствовали руководитель Центра непрерывного образования ОЦАД И.А. Парфенов, помощник председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви протоиерей Александр Прытков, руководитель сектора Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви диакон Герман Демидов.
 
Пресс-служба ОЦАД

8.jpg

15 июня 2017 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия состоялась защита выпускных квалификационных работ студентов магистерской программы «Внешние церковные связи».

Работу экзаменационной комиссии возглавил заместитель председателя итоговой экзаменационной комиссии, заведующий кафедрой внешних церковных связей и общественных наук, кандидат богословия архимандрит Филарет (Булеков). В состав экзаменационной комиссии вошли заведующий кафедрой библеистики, доктор богословия ОЦАД архимандрит Сергий (Акимов); заведующий кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета, кандидат исторических наук, доцент протоиерей Лев Семенов; доцент кафедры богословия и литургики ОЦАД, кандидат философских наук И.В. Лупандин; доцент кафедры внешних церковных связей и общественных наук ОЦАД, кандидат исторических наук, кандидат богословия иерей Димитрий Сафонов; преподаватель кафедры внешних церковных связей и общественных наук ОЦАД, доктор юридических наук, профессор А.С. Кожемяков.

Взаимодействие Русской Православной Церкви с Советом Европы стало темой исследования В.Е. Панича, научным руководителем выступил кандидат исторических наук и кандидат богословия иерей Димитрий Сафонов, рецензентом - доктор юридических наук А.С. Кожемяков.  Международную тему продолжили работы, посвященные интерпретациям полномочий Константинопольского Патриарха в Православной Церкви (Н.В Козлов; научный руководитель – А.В. Шишков, рецензент – кандидат богословия протоиерей Игорь Якимчук) и нарушению прав верующих в современной Украине (Б.В.Зима; научный руководитель – диакон Федор Шульга, рецензент – кандидат богословия протоиерей Игорь Якимчук).

Церковно-историческим вопросам были посвящены труды священника Александра Карзана («Богослужебный и общежительный устав монастырей бенедиктинской традиции Римско-Католической Церкви: история и современность»), священника Евгения Доли («Деятельность Американского экзархата Московского Патриархата в 1933-1953 гг.»), А.М. Соломинцева («Взаимоотношения Ассирийской Церкви Востока с Антиохийским патриархатом в эпоху Вселенских Соборов») и  А.Ю. Литвина («Религиозно-общественная деятельность митрополита Иннокентия (Пекинского) в 1918-1931 гг»).

Так же комиссия рассмотрела работы, посвященные способам увеличения социального капитала в деятельности Русской Церкви (Е.Н. Сафонова), пониманию категорий свободы и ответственности современной молодежью (Д.В. Колосовский) и диалогу Церкви с молодежью (Д.П. Мельников), отношению Русской Православной Церкви к болгарскому церковному расколу 1872 года (диакон Роман Ивануса) и ее роли в улаживании межэтнических конфликтов (Н.В. Богатов). В завершение с исследованием, посвященным богословской тематике в трудах Галилея, выступил Д.Р. Богатырев.

По итогам состоявшейся защиты экзаменационная комиссия приняла решение о присвоении всем соискателям квалификации «магистр» по направлению подготовки 48.04.01 «Теология».

Пресс-служба ОЦАД

9.jpg
13 июня 2017 года по благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона в конференц-зале ОЦАД состоялась открытая встреча с бывшим Премьер-министром Российской Федерации, председателем Императорского православного палестинского общества С.В. Степашиным.
 
На встрече присутствовали заместитель председателя ИППО, руководитель Общественного центра ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке Е.А. Агапова, руководитель духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета протоиерей Лев Семенов, сотрудники, представители профессорско-преподавательской корпорации, обучающиеся ОЦАД, преподаватели и учащиеся ПСТГУ, Российского православного университета, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Московского педагогического государственного университета, Московского государственного лингвистического университета, Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, Сретенской духовной семинарии. 
 
Вел встречу руководитель Управления по общественным связям и протоколу Общецерковной аспирантуры Мигель Паласио. Он приветствовал С.В. Степашина от имени митрополита Илариона, отметил значимую роль гостя в новейшей истории России, его активную общественную деятельность, а также напомнил о традиции проведения на площадке ОЦАД встреч с интересными людьми, которые достигли высот в разных профессиональных областях.
 
В начале своего выступлении С.В. Степашин выразил радость в связи с проведением встречи в здании Общецерковной аспирантуры – историческом памятнике, в восстановлении которого он принимал участие, будучи членом Наблюдательного совета ОЦАД. Также высокий гость поздравил собравшихся с тем, что теология была юридически признана в России научной дисциплиной. В этом, подчеркнул он, большая заслуга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Волоколамского Илариона. 
 
Далее С.В. Степашин рассказал о 135-летней деятельности ИППО, основателях и идеологах Общества, его роли в укреплении русского присутствия на Ближнем Востоке, истории ИППО после революции 1917 года, современной миссии старейшей общественной организации России. 
 
Говоря о первом этапе истории Императорского православного палестинского общества, С.В. Степашин отметил: «Идеологами создания ИППО были несколько человек. Первый – Василий Николаевич Хитрово. Он был чиновником Министерства финансов, верующим человеком, глубоко заинтересованным в продвижении нашей страны на Святой Земле».
 
С.В. Степашин подробно остановился на биографии Великого князя Сергея Александровича, жизненный путь которого тесно связан с ИППО: «В мае 1880 года у Великого князя Сергея Александровича умерла матушка – императрица Мария Александровна. Переживая эту трагедию, Сергей Александрович вместе  со своим братом Павлом решил поехать на Святую Землю. Он находился там несколько недель, осмотрел святыни, прошелся по пути Иисуса Христа. По возвращении в Москву, в течение недели им было принято решение об основании в мае 1883 года нашего Общества. Устав был утвержден 8 мая, а 25 мая в Зимнем дворце официально было объявлено о создании Императорского православного палестинского общества».
 
По словам выступающего, первая задача, которую перед собой поставил Сергей Александрович, заключалась в том, чтобы как можно больше русских людей, в особенности малоимущих, побывали на Святой Земле: на эти цели Великий князь выделял личные средства, задействовалась императорская казна, организовывались паломнические рейсы, строились подворья, больницы, школы (так, к 1914 года за счет бюджета ИППО и Российского государства на Святой Земле появилось более 100 школ). 
 
Также председатель ИППО уделил внимание трагической судьбе Великой книги Елизаветы Федоровны, супруги Великого князя Сергея Александровича и второго председателя Императорского православного палестинского общества, убитой в июле 1918 года в Алапаевске.
 
С.В. Степашин коснулся и текущей деятельности возглавляемого им Общества. «Главная задачу, которую мы сейчас поставили перед собой – возвращение собственности на Святой Земле, возобновление традиции строительства школ. Нами построен культурно-парковый центр. Вместе с тем мы по-новому пытаемся взглянуть на религиозное паломничество, разрабатываем маршрут по Палестине», - отметил лектор. 
 
Он поделился своими впечатлениями от современной ситуации в Сирии, встреч с сирийским руководством, Патриархом Антиохийским и всего Востока, Верховным муфтием Сирии, другими религиозными деятелями.
 
Было отмечено тесное сотрудничество ИППО с Русской Православной Церковью.
 
Высокий гость рассказал также об усилиях Общества по вовлечению молодежи в деятельность ИППО, о создании Молодежной секции Общества и планах на этом направлении.
 
По окончании выступления С.В. Степашин ответил на многочисленные вопросы
 
Пресс-служба ОЦАД

15.jpg

12 июня 2017 года по благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона в конференц-зале ОЦАД начал работу недельный семинар для руководителей и сотрудников епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации.

Программа подготовлена ОЦАД совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Для участия в семинаре прибыли представители 58 епархий.

Перед открытием семинара в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Черниговского Патриаршего подворья заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин) возглавил молебен на начало занятий.

Далее игумен Митрофан (Шкурин) и проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин) открыли первый день работы семинара.

Среди вопросов, обсуждаемых на семинаре: нормативно-правовое регулирование и организация деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации; организация информационного сопровождения образовательной деятельности епархии; методика информационного обмена между Синодальным ОРОиК и епархиальными отделами религиозного образования в сфере преподавания православной культуры в светской (государственной и муниципальной) общеобразовательной школе; научно-методическое сопровождение деятельности епархиальных ОРОиК.

В первый день с лекциями выступили: руководитель информационной службы Синодального ОРОиК иеромонах Геннадий (Войтишко), ведущий специалист сектора ОПК СОРОиК диакон Георгий (Юренко), ведущий специалист по научно-методической работе СОРОиК С.М. Шестакова.

Пресс-служба ОЦАД

 3.jpgИздательство Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия «Познание», в рамках серии «Библейские исследования» кафедры Библеистики ОЦАД,  выпустило книгу российского богослова и историка Церкви А.В. Карташёва «Ветхозаветная Библейская критика».

Книга представляет собой переиздание знаменитого доклада А.В. Карташёва, с которым автор выступил 13 февраля 1944 года в парижском Свято-Сергиевском богословском институте. В связи с трудностями военного и послевоенного времени работа была опубликована небольшим тиражом лишь в 1947 г. в издательстве YMCA-PRESS. Данное издание уже давно стало редкостью, поскольку полного переиздания доклада до сих пор не было.

Книга снабжена предисловием председателя Отдела внешних церковных связей, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона, краткой справкой библиографического характера, посвящённой жизни и деятельности А.В. Карташёва, и будет интересна людям, занимающимся русским богословием и библеистикой. 

Книгу можно приобрести по адресу: Москва, ул. Пятницкая, д 4/2, стр. 5., телефон: +7 (495) 721 80 22, электронная почта: textbook@doctorantura.ru

Пресс-служба ОЦАД

6.jpg

1 июня 2017 года в Доме книги «Москва» состоялась встреча с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополитом Волоколамским Иларионом.

В рамках встречи прошла презентация книги митрополита Илариона «Притчи Иисуса» - четвертой из шеститомной серии «Иисус Христос. Жизнь и учение».

В числе участников - проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), сотрудники и учащиеся ОЦАД.

Мероприятие открыл руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД Мигель Паласио, отметивший, что впервые в Доме книги «Москва» представляется книга иерарха Русской Православной Церкви.

Затем митрополит Иларион обратился к читателям:

«Я хотел бы начать свое выступление с одного события, которое, как мне кажется, имеет существенное значение для развития богословской науки в нашем Отечестве. Сегодня состоялось первое заседание Диссертационного совета по теологии, ученая степень которого будет признана Российским государством. Такого в нашей истории еще не было, ведь раньше теология существовала исключительно в образовательном пространстве Церкви.

Долгое время теология вообще не признавалась в качестве науки. Постепенно мы добились того, что данная дисциплина была внесена в реестр научных специальностей. Сегодня, как я уже говорил, состоялось первое заседание Диссертационного совета, в рамках которого протоиерей Павел Хондзинский получил степень кандидата теологии, которая будет признана Российским государством. Защита была очень интересной, потому что отзывы на диссертацию прислали не только теологи, но и биологи. Пять биологов решили высказаться и сообщили нам о том, что теология – не наука, а вера в Бога противоречит научному мировоззрению. Они придерживаются мнения о том, что человек, который "допускает гипотезу существования Бога", не может считаться ученым. Тем не менее, Диссертационный совет высказался в поддержку данной работы, и соискателю была присуждена научная степень кандидата теологии. Думаю, что это знаковое событие, свидетельствующее, что мировоззренческие и идеологические границы между церковной наукой и светским образовательным пространством сегодня постепенно сходят на нет.

Книга, которую я сегодня представляю, является частью шеститомной серии под общим названием "Иисус Христос. Жизнь и учение". Данную серию я задумал несколько лет назад и поначалу предполагал, что напишу одну книгу про Иисуса Христа. Мне хотелось рассмотреть историю жизни Господа Нашего не столько в богословской, сколько в исторической перспективе. По мере того, как я работал над книгой, материала становилось все больше и больше. В итоге вместо одной книги получилось шесть.

Материал, посвященный жизни и учению Иисуса Христа, я разделил на шесть тематических блоков, чтобы вся эта серия была своеобразным путеводителем по Евангелию. Очень часто люди берут в руки Евангелие, начинают читать, и им бывает трудно сориентироваться в этом тексте, поскольку Евангелий четыре, и они в значительной степени повторяют друг друга. В связи с этим у некоторых людей возникает вопрос, почему понадобились четыре текста вместо одного. Евангелия от Матфея, Марка и Луки достаточно близки по содержанию, там есть много пересекающихся сюжетов, повторяющихся поучений. Правда, повторяются они в разных вариациях. В общем, это большой и интересный массив информации, требующий определенного анализа для понимания исторического контекста данной книги.

Итак, мною было принято решение разделить материал на тематические блоки, чтобы прежде всего разобраться в нем самому. Когда человек разобрался в чем-то самостоятельно, он может передать свой опыт другим.

Одна из книг целиком посвящена притчам Иисуса Христа. Эту книгу я начинаю с того, что рассматриваю жанр притчи. По сути, в истории человечества не было другого Учителя, который столь же систематически и последовательно использовал жанр притчи в своих поучениях к народу. Подобного человека не было ни до Христа, ни после. Если мы возьмем Ветхий Завет, там, конечно, есть Книга Притчей Соломоновых, также там имеется Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, но они мало похожи на притчи Господа Нашего. В обеих вышеуказанных ветхозаветных книгах перед нами просто сборник афоризмов, построенных на принципе сравнения. Это не те полноценные притчи с сюжетами, действующими лицами, которые мы встречаем в Евангелии и в прямой речи Господа Иисуса Христа.

Господь Иисус Христос часто говорил притчами. Евангелист Матфей приводит Его поучения в притчах. Например, как рассказывается, когда Иисус сел в лодку и отплыл от берега, то там стояли люди, примерно так, как вы сейчас стоите. Мы должны помнить, что в то время не было микрофонов, и единственным способом усилить звук было создание некой акустической атмосферы. Вода и была подобным звуковым резонатором. Человек, находившийся в лодке на некотором расстоянии от стоявших на берегу людей, мог говорить так, что его слышали достаточно хорошо. В Евангелии описано несколько подобных "акустических ситуаций". Другой подобный случай – Нагорная проповедь. Когда Иисус поднялся на гору, все вокруг сели, и это создало возможности для того, чтобы люди Его слышали. В тот самый момент ученики задали Спасителю интересный вопрос. Они спросили Христа, почему он говорит притчами. Их интересовал столь необычный способ подачи материала. Еще более интересен ответ Господа на этот вопрос. Это приведено в Евангелиях в двух разных версиях. В Евангелии от Матфея Иисус отвечает ученикам, что говорит им притчами, потому что они имея очи, не видят; имея уши, не слышат.

В Евангелиях же от Марка и Луки Иисус говорит им следующее (в переводе с греческого языка): "Я потому говорю им притчами, чтобы они видя – не видели и слыша – не слышали". Чувствуете ли вы разницу? В первому случае Он говорит "потому что", а во втором – "чтобы". Отсюда две разных теории. Одна из них гласит, что Иисус говорил притчами для того, чтобы облегчить людям восприятие Своего учения, пробиться через толщу неверия, в виде образов передать свое учение. Другая теория говорит, что Иисус намеренно стремился затруднить людям понимание Своего учения, говорил им не напрямую, чтобы они имели право выбора. Так всегда происходило, когда Спаситель что-то говорил или что-то делал.

Когда Иисус совершал чудеса, одних это приводило многих в трепет, укрепляло в них веру, делало последователями Господа. Другие же люди, видя те же самые чудеса, приходили в негодование. Подобная ситуация возникала и тогда, когда Иисус произносил притчи. Некоторые слышали в этих словах голос Божий, а другие - что-то свое, иногда отталкивающее. В этом смысле притчи Иисуса сродни Его чудесам, потому что каждая из них вызывала две реакции, о которых я говорил ранее. Две теории, касающиеся того, почему Иисус говорил притчами, дают два разных ответа, но оба они имеют право на существование.

Затем в своей книге я говорю об особенностях жанра притчи. Притча – это история, в которой есть некое действующее лицо или группа действующих лиц, есть свои образы. Притча в чем-то сродни поэзии. Мы удивляемся тому, что Евангелия были написаны уже после Смерти и Воскресения Иисуса Христа. Некоторые ученые даже предполагают, что это произошло несколько десятилетий спустя. Следовательно, длительное время все эти истории существовали только в устной традиции. Для современного человека это может означать наличие модификаций, изменений. Исходя из этого, мы никогда в действительности не сможем узнать, что говорил Иисус Христос. Так считают многие западные ученые, которые пытаются на основании различных литературоведческих теорий, исторических концепций или своих собственных предрассудков восстановить то, что якобы мог говорить исторический Иисус, отделить его действительную речь от того, что ему впоследствии приписали Евангелисты.

Мы должны понимать, что притча – маленькое литературное произведение, существующее в фиксированной форме, как, например, стихотворение. Некоторые стихотворения мы с вами выучили еще в детстве, не умея читать. Мы запомнили их на слух, но храним в памяти на протяжении всей жизни, и они не меняются, сохраняются слово в слово. Причем если это стихотворение известно многим людям, то в случае ошибки окружающие нас исправят. Так и притчи Иисуса Христа хранились в коллективной памяти Его учеников. Нет ничего удивительного в том, что ученики Христа донесли их до нас слово в слово.

Притчи Иисуса Христа в христианской традиции толковались по-разному. Сам Иисус толковал свои притчи, но мы не знаем - все или только некоторые. В Евангелиях приводится несколько случаев, когда Иисус не только произносил притчу, но и объяснил ученикам ее содержание. В частности, это притча о Сеятеле. Он произносит притчу о Сеятеле: иное упало при дороге, иное упало на каменистую почву, иное упало в тернии, а иное – на плодородную почву. Ученики спрашивают, что это означает. Иисус же им отвечает, что Сеятель сеет слово Божие, слово это падает на одну почву, на другую. То есть Господь сам дает некий ключ к тому, как понимать притчи. Правда, в большинстве случаев эти притчи никак не истолкованы. Они просто приведены Евангелистами в том виде, в котором Господь их произнес. Читатель должен сам додумывать, каково значение этих притч.

Притчи Иисуса Христа отличаются друг от друга и по длине, и по содержанию, и по настроению. В своей книге я пытаюсь восстановить хронологическую последовательность произнесения этих притч. Почти во всех случаях мне это удается, потому что притчи, которые содержатся в Евангелии от Матфея, в основном делятся на две категории: произнесенные Христом в Галилее и произнесенные Им в Иерусалиме в последние дни перед смертью.

Значительная часть притч Евангелия от Луки произнесена на пути между Галилеей и Иерусалимом. Все притчи легко укладываются в три категории: произнесенные в Галилее, по пути оттуда в Иерусалим и произнесенные в Иерусалиме. Если мы проследим содержательную динамику этих притч, то увидим что-то совершенно особенное. Мы заметим, что когда Господь Иисус Христос только вышел на Свое служение, Его первые притчи были наполнены светлыми и радостными образами. Это образ Сеятеля, который щедро разбрасывает семена; ему словно безразлично, куда они падают, у него их достаточно. Перед нами также возникает образ женщины, которая положила закваску в тесто, и оно скисло. Вспоминается и образ горчичного зерна, которое упало в землю и впоследствии превратилось в дерево, в чьей тени укрывались птицы. Это и образ невода, который вытаскивают рыбаки и в котором хорошая рыба отсеивается от плохой. Также в нашей памяти возникает образ жемчужины, которую человек находит на поле; от радости, как говорится в притче, он продает все, что имеет, и покупает это поле. В большинстве случаев данные притчи начинаются словами "Царство Небесное подобно…" или вопросом: "Чему уподоблю Царство Небесное?". Таким образом, каждая из этих притч отвечает на главный вопрос проповеди Иисуса Христа. Господь все время говорил о Царствие Небесном, но никогда не объяснял, что это такое. Он это объяснял через притчи.

По мере того, как Иисус приближается к Иерусалиму, настроение в Его притчах меняется, оно становится все более сумрачным. По пути в Иерусалим Господь произносит притчи о мытаре и фарисее, о безумном богаче, о бесплодной смоковнице, о блудном сыне, где уже отсутствует всеобъемлющая радость. Наконец, когда Иисус приходит в Иерусалим, звучат самые грозные притчи, которые говорят о человеческом зле, возмездии (о злых виноградарях, о десяти девах, которые не запаслись маслом). Все это Господь произносит в последние дни своей жизни. Мы видим, как в Евангелии динамика выхода Иисуса на проповедь прослеживается через Его поучения, полемику с иудеями. Постепенно мы подходим к самой трагической странице – истории на Кресте. Та же самая динамика отражается и в притчах.

В книге я также обращаюсь к тому, как в разные эпохи толковались притчи. Как написал один ученый, когда люди видели Иисуса и слушали, что Он говорит, они задавались вопросом не столько о том, что он имеет ввиду, сколько о том, что здесь происходит. Сам Иисус Христос и чудеса, которые Он совершал, интересовали их гораздо больше, чем то, что он мог сказать. Тем не менее, конечно, значение притч Христа всегда интересовало людей. Они всегда пытались найти ключ к этим поучениям.

В разные эпохи доминировали подходы, часто противоречащие друг другу. В частности, в эпоху Святых Отцов, начиная со второго века, доминировал аллегорический подход к притчам. В этом ключе все и толковалось. В конце XIX века появилась книга известного немецкого библеиста Адольфа Юлихера, в которой доказывалось, что аллегорический подход ошибочен, каждая из притч должна толковаться буквально. Юлихер отмечал, что притчи не имеют богословского смысла, это просто истории из жизни общества времен Иисуса Христа.

В наше время притчи Иисуса толкуются совершенно по-разному: сосуществуют и аллегорический подход, и буквальное толкование. Притчи Иисуса Христа представляют собой неисчерпаемый источник для разного рода толкований и размышлений. Их особенность заключается в том, что они каждому человеку сообщают что-то свое. В этом смысле их можно уподобить произведениям не только поэтического искусства, но и живописи. Мы с вами иногда ходим в музеи, смотрим на те или иные произведения. Допустим, мы подходим к картине Брейгеля "Охотники на снегу", каждый из нас видит в этой картине что-то свое: художника будет интересовать техника, историка – различные исторические подробности, а обычный человек будет просто смотреть. Совсем не всегда человек задумывается о значении произведения искусства. Точно так же и с музыкальным произведением. Вы слушаете симфонию Бетховена и не можете сказать, что он имел в виду, потому что соприкосновение с произведением искусства происходит на другом уровне. Точно так же происходит соприкосновение с притчами Иисуса Христа.

Более того, возвращаясь к этим притчам на разных этапах личностного развития, человек может услышать что-то совершенно новое для себя. В этом смысле притчи являются отражением Того, кто их произносил. Делал это не простой человек, а Воплотившийся Бог. В этих притчах есть Божественная глубина, бесконечное совершенство, которое позволяет нам возвращаться к ним вновь и вновь, черпать духовное и религиозное вдохновение.

В конечном итоге каждая из притч Иисуса говорит нам о Боге, о взаимоотношениях людей друг с другом. Через них Бог предстает перед нами как Властитель мира, наказывающий за грех и поощряющий за добро.

Господь раскрывается через притчи совершенно особым образом. Самая знаменитая притча Иисуса Христа - о блудном сыне - показывает Бога с неожиданной стороны. Господь не просто наказывает за зло, Он прощает грешника, относится к каждому человеку, как к Своему сыну или Своей дочери. Он готов ждать, пока человек вернется. Когда это происходит, Бог принимает его с распростертыми объятиями. Путь покаяния – не улица с односторонним движением, это та дорога, по которой человек идет навстречу Богу, а Бог – человеку. Притчи Иисуса показывают, что взаимоотношения между человеком и Богом не строятся только на принципе справедливости. Они иллюстрируют проявление Христа как Богочеловека, раскрывают образ нашего Небесного Отца. Это обстоятельство и делает данные притчи уникальными».

В продолжение встречи митрополит Иларион ответил на вопросы читателей, касающиеся представляемой книги, миссионерского служения и роли христианства в жизни и творчестве выдающихся русских писателей.

Пресс-служба ОЦАД

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2017/06_jun/04/2017-06-01 07-53-30.jpg'

2017-06-01 07-53-30.jpg

1 июня 2017 г. состоялось заседание Кандидатского диссертационного совета, созданного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 14 марта 2017 года на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Заседание возглавил председатель Кандидатского диссертационного совета, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, доктор богословия, доктор философских наук, митрополит Волоколамский Иларион.

В заседании совета приняли участие 18 членов Кандидатского диссертационного совета из 21 (состав утвержден Патриархом Московским и всея Руси Кириллом).

Открывая заседание совета, председатель Кандидатского диссертационного совета митрополит Волоколамский Иларион выступил с приветственным словом к членам совета.

На повестке дня заседания было предварительное рассмотрение четырех диссертаций на соискание ученой степени кандидата богословия.

  1. диссертация игумена Ионы (Займовского) на тему: «Поиск целостного подхода к химической зависимости: диалог науки, церкви и общественных движений за трезвость»;
  2. диссертация Кашицына Ильи Дмитриевича на тему: «Положение христианских меньшинств на Ближнем Востоке и в Северной Африке в конце XX – начале XXI вв.»;
  3. диссертация иерея Михаила Самкова на тему: «Современная теория библейского перевода: целеполагание, герменевтика, методология»;
  4. диссертация иерея Алексия Сорокина на тему: «Ботаническая лексика Ветхого Завета: теоретические и практические аспекты идентификации библейских фитонимов».

Ученый секретарь Кандидатского диссертационного совета священник Димитрий Сафоновов сообщил членам совета, что в соответствии с п. 37 Положения о кандидатских диссертационных советах в Русской Православной Церкви все соискатели предоставили в совет необходимый перечень документов.

В ходе заседания открытым голосованием были избраны экспертные комиссии из членов Диссертационного совета для предварительного ознакомления с диссертациями в составе 3 человек, в каждой комиссии путем открытого голосования был избран председатель. Председатель Кандидатского диссертационного совета митрополит Волоколамский Иларион поручил экспертным комиссиям предварительно ознакомиться с диссертациями и подготовить заключения по диссертациям в соответствии с требованиями Положения о кандидатских диссертационных советах в Русской Православной Церкви.

После этого была назначена дата следующего заседания по принятию диссертаций к защите  11 сентября 2017 г. в 12.00. На этом заседании будут заслушаны выводы экспертных комиссий и рассмотрены вопросы о принятии работ к защите.

11.JPG

31 мая 2017 года в 11.00 в Актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялись расширенное заседание кафедры внешних церковных связей и общественных наук, которое возглавил заведующий кафедрой, кандидат богословия архимандрит Филарет (Булеков). В заседании кафедры, в ходе которого состоялись предзащиты магистерских диссертаций выпускников магистратуры, приняли участие научные руководители и рецензенты магистрантов, преподаватели кафедры, учащиеся магистратуры и аспирантуры.

На предзащиту были представлены диссертационные исследования следующих магистрантов:

  

1) Богатов Николай Викторович. Тема диссертации - «Роль Русской Православной Церкви в улаживании межэтнических конфликтов: триггеры и методы». Научный руководитель - О.А. Коновалов (DBA, MBA). Рецензент - прот. В. Шмалий, к.б.;
2) Ивануса Роман Григорьевич. Тема диссертации - «Отношение Русской Церкви к греко-болгарской схизме (1872-1945)». Научный руководитель - свящ. Иоанн Кечкин. Рецензент - А.Ю. Хошев, к.т.н.;
3) Мельников Даниил Павлович «Построение диалога Русской Православной Церкви и молодежи». Научный руководитель - О.А. Коновалов (DBA, MBA). Рецензент - А.В. Шишков;
4) Сафонова Елена Николаевна. Тема диссертации - «Перспективы и способы увеличения социального капитала в деятельности Русской Православной Церкви». Научный руководитель - О.А. Коновалов (DBA, MBA). Рецензент - М.В. Первушин, к.ф.н., к.б.;
5) Соломинцев Александр Михайлович. Тема диссертации - «Взаимоотношения Ассирийской Церкви Востока с Антиохийским патриархатом в эпоху Вселенских Соборов». Научный руководитель - Болгов Н.Н. Рецензент - проф. Б.А. Нелюбов;
6) Ахматханов Руслан Асылбекович. Тема диссертации - «Церковно-территориальный принцип: проблема диаспоры». Научный руководитель - к.б., прот. Александр Задорнов. Рецензент - диак. Ф. Шульга;
7) Зима Богдан Викторович. Тема диссертации - «Нарушение прав верующих в современной Украине». Научный руководитель - диак. Федор. Шульга. А.Ю. Рецензент - Хошев, к.т.н.;
8) Дани Бешара. Тема диссертации - «Патриарх Антиохийский Григорий IV (Хаддад): церковный иерарх, дипломат и политик». Научный руководитель - свящ. А. Черникин. Рецензент - проф. Б.А. Нелюбов;
9) Литвин Андрей Юрьевич. Тема диссертации - «Церковная и общественная деятельность митрополита Пекинского Иннокентия (Фигуровского) в 1920-1931 гг.». Научный руководитель - Дацышен В.Г., д.ист. н. Рецензент - Д.И. Петровский;
10) Козлов Никита Владимирович. Тема диссертации - «Актуальные интерпретации полномочий константинопольского патриарха в Православной Церкви». Научный руководитель - А.В. Шишков. Рецензент - прот. И. Якимчук;
11) Колосовский Даниил Викторович. Тема диссертации - «Особенности понимания и интерпретация категорий «свобода» и «ответственность» современной молодежью». Научный руководитель - д.псих.н. Чиркова Тамара Ивановна. Рецензент - Д.В. Шмонин, д.ф.н.;
12) Гьоргиевски Александар. Тема диссертации - «Церковно-политическая ситуация на Балканах в конце XII- начале XIII вв.». Научный руководитель - Пентковский А.М., д.ц.ист. Рецензент - А.Ю. Хошев, к.т.н.;
В отзывах рецензентов содержался ряд конкретных замечаний. Архимандрит Филарет также высказал ряд замечаний и пожеланий. Состоялась дискуссия.
 Решением кафедры работы магистрантов были рекомендованы к защите после доработки текста с учетом замечаний, высказанных на предзащите

Научно-образовательная теологическая ассоциация Православный портал ИИСУС Вопросы теологии Издательский дом «Познание»