ПРОЕКТЫ

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/multithumb_thumbs/b_250_0_16777215_00_images_stories_project_sbbk-ocad.jpg'

b_250_0_16777215_00_images_stories_project_sbbk-ocad.jpg

Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия совместно с Синодальной библейско-богословской комиссией осуществляет трехлетний проект с общей темой «Религия, наука и общество». 

Проект осуществляется в партнерстве с англо-американским Обществом христианских философов при поддержке Фонда Джона Темплтона. 

Первый год посвящен вопросам социологии религии, второй – философии религии и диалога религии и науки, третий – современной теологии. 

За три года Москву, Санкт-Петербург, Киев и другие города посетят пятнадцать ведущих зарубежных ученых – специалистов в области философии религии, социологии религии, христианской теологии, а также диалога религии и науки.

В рамках каждого визита приглашенный ученый выступит с несколькими публичными лекциями на церковных и светских академических площадках, а также проведет исследовательский семинар с отобранной на конкурсной основе группой ученых из России, Украины и Беларуси. В течение года под руководством одного из приглашенных ученых члены группы будут заниматься исследовательской работой, результаты которой представят на итоговой конференции. 

Цели проекта: повышение научной компетенции отечественных богословов, философов и социологов религии, религиоведов; развитие диалога религии и науки; создание атмосферы взаимного уважения и доверия между церковными и светскими учеными, что послужит плодотворному взаимодействию между Церковью и академическим сообществом.

Проект «Религия, наука и общество» является важной вехой в развитии диалога Русской Православной Церкви с мировым научным сообществом и продолжает многолетнее сотрудничество Общецерковной аспирантуры и докторантуры и Синодальной библейско-богословской комиссии с англо-американским Обществом христианских философов.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/multithumb_thumbs/b_250_0_16777215_00_images_quantu.jpg'

Подробнее...

Курсе лекций по современному естествознанию включает в себя следующие материалы:

  • Физика и биология. От симметрий - к законам эволюции;
  • Эволюция представлений об атомном ядре;
  • Квантовая физика: от фундаментальных задач прецизионных измерений до разработки технологий квантовых вычислений и квантовой связи;
  • Физика конденсированного состояния - от структуры объектов к их свойствам;
  • Основные принципы квантовой теории поля;
  • Современные методы астрономических исследований;
  • Солнечная система и экзопланеты;
  • Эволюция Мира с точки зрения астрофизика;
  • Физика элементарных частиц и Большой адронный коллайдер: что мы уже знаем, а что еще нет?
  • Темная материя и элементарные частицы;
  • Физика плазмы и управляемый термоядерный синтез;
  • Нейтрино и фундаментальные проблемы физики элементарных частиц;
  • Философия науки;
  • Взгляд эколога на биосферу;
  • Наномедицина: обещания и результаты;
  • Описательная и эволюционная ботаника: достижения, проблемы и перспективы;
  • Океанология;
  • Геологическое строение и история Земли;
  • Место биологии развития в комплексе биологических наук: академический и практический подходы;
  • Введение в учение о рельефе (в геоморфологию) с элементами сравнительной планетологии;
  • Человек и природа на Севере: основные вехи тысячелетней истории взаимоотношений.
  • Богословие и наука: пути диалога.

 

ECR_1836.jpg

26 мая 2016 года в конференц-зале Военного университета председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и  докторантуры имени святых Кирилла  и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион провел семинар перед руководством, преподавательским составом и курсантами вуза.

Уважаемый Валерий Иванович, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!

Очень рад посетить Военный университет. Насколько мне известно, я первый иерарх Русской Православной Церкви, который посещает это учебное заведение. Для меня это большая честь и ответственность.

Мы встречаемся с вами в пасхальный период, когда Церковь по всему миру празднует Воскресение Христово. Это событие имеет особое значение для каждого христианина. Апостол Павел говорил, обращаясь к первым христианам: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15. 14). Это показывает, что Воскресение Христово имеет ключевое значение для духовной жизни человека, верующего во Христа. Есть много людей, которые что-то слышали о Христе и уважают Его как учителя нравственности наряду с другими – например, Буддой, Конфуцием, Магометом. Наш великий писатель Лев Николаевич Толстой придерживался именно такого понимания, полагая, что Иисус Христос был просто одним из учителей нравственности. Он не верил в то, что Господь совершал чудеса, не верил в то, что Христос воскрес, но уважал Иисуса как человека, который оставил полезные для жизни заповеди, установления, законы, интересные притчи.

Для христианской Церкви именно факт Воскресения Господа Иисуса Христа имеет ключевое значение, потому что Христос для Церкви – не просто человек, учитель нравственности или пророк, не просто даже чудотворец, а Воплотившийся Бог. Вся сила христианства заключается в вере в то, что Бог однажды, в какой-то период человеческой истории, решил стать человеком, прожить человеческую жизнь, взять на себя грехи людей, искупить их от вечной смерти и открыть им дорогу к вечной жизни. Именной этой верой и этим убеждением христианская Церковь живет уже две тысячи лет. И этой верой она будет жить до скончания века.

Почему для нас так важна эта вера? Потому что через смерть и Воскресение Иисуса Христа мы осознаем значение собственной смерти и собственной жизни. Жизнь человека не имела бы того смысла, который она обретает в свете Воскресения Христова. Если бы это событие когда-то не произошло, жизнь каждого человека вне зависимости от того, прожил он много или мало лет, с неизбежностью заканчивалась бы смертью и уходом в небытие. Но Христос открыл людям, что за порогом смерти нас ждет вечная жизнь и что тот отрезок жизни, который мы проживаем на земле, – лишь подготовка к жизни в будущем. Мы никогда не умрем. Мы будем жить вечно. Только какую-то часть жизни мы будем совершать свой путь здесь, на земле, а всю остальную часть жизни будем проводить там, в другом мире, о котором мы мало что знаем, но о котором кое-что знает Церковь. И она делится этими знаниями с верующими людьми, в том числе когда они приходят на исповедь, на богослужения: Церковь говорит о том, что такое вечность, для чего она нам дана, почему мы никогда не умрем.

Все эти истины раскрываются нам через Иисуса Христа. На протяжении веков – и до Христа, и потом – люди верили в Бога. В разных странах верят в Бога, Который живет на небесах, наблюдает за людьми, и дистанция между человеком и Богом гораздо больше, чем расстояние между землей и далекой звездой, до которой лететь миллионы световых лет. Эту дистанцию невозможно преодолеть человеческими силами, поэтому ее преодолел Сам Бог, Который стал человеком и пришел на нашу землю. Вот об этом и говорит Церковь на протяжении уже двух тысяч лет.

Суть самого главного послания, которое Церковь несет миру, заключается в следующем: Бог не где-то далеко – Он рядом с нами. Бог не просто наблюдает за нашей жизнью откуда-то с небес с астрономически далекого расстояния – Он присутствует в нашей жизни, участвует в ней. Его воля совершается над каждым из нас. Бог не просто нас создал и бросил в этот мир на какой-то промежуток времени – Он создал нас для вечности, и смерть является не концом жизни, а переходом в жизнь вечную.

Вот истины, которые несет людям Церковь, и все остальное служение Церкви выстраивается вокруг этого простого и одновременного сложного для восприятия послания. Человек так устроен, что ему трудно что-либо воспринять на веру. А главное событие, о котором говорит Церковь, доказать никак невозможно: воскрес Христос или не воскрес. Человек может в этом удостовериться только на собственном духовном внутреннем опыте.

Христианская Церковь существует уже две тысячи лет, но, как вы хорошо знаете, сегодня христианство разделено на разные конфессии. Так уж исторически случилось, что христиане не смогли сохранить свое единство. Сегодня значительная часть христиан в мире – это католики. Немалая часть – православные и также немалая часть – протестанты. Православная Церковь объединяет в общей сложности около 300 миллионов верующих по всему миру. Больше половины из них – это верующие Русской Православной Церкви. Всего существует четырнадцать общепризнанных Православных Церквей (пятнадцать, если считать Православную Церковь в Америке, которая не получила пока полного признания). Русская Церковь – одна из этих Поместных Православных  Церквей, но по числу верующих она занимает второе место в мире после Римско-Католической Церкви. В Русской Православной Церкви 193 епархии, 354 архиерея, около 35 тысяч храмов, столько же примерно священников, почти 5 тысяч диаконов.

Давайте вспомним сравнительно недавнее прошлое. В 1988 году, когда мы праздновали 1000-летие Крещения Руси, у Русской Церкви был всего 21 монастырь. Сегодня монашеских обителей насчитывается около девятисот. Тогда было около 6 тысяч приходов – сегодня их 35 тысяч. Было три духовных учебных заведения – сегодня их не меньше сотни. Таким образом, за сравнительно короткий промежуток времени, чуть больше четверти века, произошел колоссальный количественный рост Церкви. Мы ежегодно открывали около тысячи храмов, то есть примерно по три храма в день. Я думаю, что такого беспрецедентного роста Церкви история не знала никогда. Может быть, что-то подобное наблюдалось в IV веке, но по той эпохе у нас нет точных данных.

Что же стоит за этими цифрами? По ним можно проследить очень важный процесс возвращения очень многих людей к вере, которую когда-то исповедовали предки. И, может быть, еще более важный процесс – обращение к вере тех, кто никогда к ней не принадлежал.

В те годы, когда я учился в школе, а затем служил в армии, Церковь в нашей стране хотя и не находилась под запретом, но была очень глубоко запрятана; она существовала в некоем  гетто, которое было для нее отведено и за пределы которого она не имела права переступать. Так, например, армия была абсолютно закрыта для Церкви, никакого доступа священнослужителей в армию не было. Я вспоминаю, что когда служил в Вооруженных силах (я был музыкантом и проходил службу в оркестре Пограничных войск), мимо наших окон постоянно проходили люди в шинелях, иногда в гражданской одежде, и мне тогда подумалось: а возможно ли, чтобы когда-нибудь здесь прошел человек в рясе? Тогда подобное казалось совершенно немыслимым и невозможным, ибо эти два мира не соприкасались. Не так давно я посетил то училище (теперь это академия), и на плацу, где мы маршировали, где я ударял в большой барабан, теперь стоит храм, и каждый курсант может посещать богослужения.

Все это свидетельствует о том, что роль, которую Церковь когда-то играла в российском обществе до революции, в значительной степени сегодня восстановлена. Конечно, мы не стремимся к реставрации ситуации столетней и более того давности, но хотим, чтобы голос Церкви был услышан. Мы никому не навязываем свою веру, свое представление о мире и о жизни человека, но стремимся к тому, чтобы каждый мог услышать голос Церкви и откликнуться на послание, которое она несет.

Наша Церковь прошла через 70-летний период гонений и притеснений. В 20-30 годы XX века эти гонения были очень жестокими: государство поставило целью полностью уничтожить  Церковь и религию. Большинство духовенства было расстреляно или репрессировано, большую часть храмов отобрали или уничтожили, были закрыты все монастыри, все духовные учебные заведения, и накануне войны Церковь была настолько обескровлена и ослаблена, что многим казалось, что она обречена на исчезновение.

Во время Великой Отечественной войны политика власти отчасти изменилась: было позволено восстановить некоторые храмы, открыть сначала одно, потом еще два учебных заведения. Но Церковь по-прежнему оставалась в гетто.

Новая волна гонений на религию была инициирована при Хрущеве, когда власть предприняла попытку уничтожить Церковь идеологически: священников уже не репрессировали, но в стране проходила настолько мощная антирелигиозная кампания, что она должна была подавить Церковь и ее уничтожить. Тогдашний лидер нашего государства Н.С. Хрущев говорил, что через двадцать лет по телевизору покажут «последнего попа».

Но именно через два десятилетия, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, которое поначалу задумывалось как исключительно внутрицерковное событие, оказалось, что Церковь не только не умерла – она жива, и множество людей обращает к ней свои взоры. Для многих это был год, когда наступило какое-то прозрение, и на улицы вышли тысячи людей, которые участвовали в крестных ходах, в торжественных процессиях. Святейший Патриарх Кирилл, который был тогда архиепископом Смоленским, вспоминает, что в городе Вязьма с населением в 60 тысяч человек он попросил у главы города предоставить для проведения торжеств стадион, на что тот ему возразил, мол, вы не соберете и сотни человек. Стадион не дали, но на улицы вышли 40 тысяч человек из 60 тысяч населения. И так происходило повсюду.

Конечно, у многих открылись глаза на то, какое значение имеет Церковь для нашего народа; люди поняли и то, что это значение не исчерпывается прошлым. Можно много говорить о том, какое влияние оказала Церковь на развитие нашей культуры, литературы, изобразительного искусства. Русская культура немыслима без Церкви. В советское время искусственно замалчивались церковные аспекты нашей русской культуры, мы не слышали о «Литургии» П.И. Чайковского, о «Всенощной» С.В. Рахманинова, эта музыка была фактически под запретом. Мы мало знали о религиозности Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя – все это замалчивалось, и только сейчас мы об этом узнаем. У меня дома стоит собрание сочинений Гоголя в шестнадцати томах. Конечно, большинство читателей знает Н.В. Гоголя только по «Мертвым душам», «Вечерам на хуторе близ Диканьки», по другим сатирическим произведениям, и не многим известно, что этот писатель является автором богословского трактата «Размышления о Божественной литургии», что религиозная тема занимает огромное место в его переписке. То же  самое можно сказать о Ф.М. Достоевском – «Дневник писателя» наполнен его размышлениями о религии. Вся наша русская культура пропитана влиянием христианства и Церкви, и эту составляющую невозможно изъять из нашего прошлого. Такая попытка была предпринята – 70 лет нас пытались держать в неведении, но она провалилась.

Но самое важное, что Церковь продолжает  играть свою роль в настоящем, что это не рудимент прошлого. Говорили о том, что религия рано или поздно отомрет, потому что по мере развития цивилизации и научно-технического прогресса вера станет не нужна. Но давайте посмотрим на процессы, происходящие сегодня в мире: оказывается, что религия не только не умирает, но наоборот, набирает обороты. Причем происходит это не только в нашем Отечестве, а практически на всем пространстве бывшего Советского Союза. Возрождение религии также затронуло другие страны Восточной Европы, где раньше господствовал искусственно навязанный людям атеизм. Кроме того, в разных странах мы видим исламское возрождение и сталкиваемся с его побочными эффектами, о которых я скажу чуть позже.

Религия продолжает оставаться  очень важным фактором в жизни людей, более того, как я сказал, она набирает обороты. Это ставит определенные задачи не только перед верующими, но и перед  любым человеком, который хочет компетентно осмысливать процессы, происходящие в мире.

В последние годы мы столкнулись с невиданным прежде натиском терроризма, который многие по недоразумению называют «исламским» или «религиозным». Многие люди убеждены, что те террористы, которые  злодействуют сегодня на Ближнем Востоке, в некоторых других регионах мира, совершают свои бесчинства, потому что этому учит их религия. На самом деле это не так: не бывает ни исламского, ни какого бы то ни было иного терроризма во имя религии. Ни одна религия не учит убивать людей, совершать злодейства и террористические акты.

Происходит некая подмена, когда люди, совершающие преступления, используют религиозные лозунги для их оправдания и для вербовки в свои ряды. То есть мы можем говорить не о религиозном терроризме, а о терроризме под религиозными лозунгами, о том, что люди совершают преступления, кощунственно прикрываясь именем Божиим и религией.

Об этом мы все должны хорошо знать. Следует знать не только свою религию, но и религии своих ближайших соседей. Вот почему в нашу эпоху особенно возрастает важность религиозного образования, в том числе и в светской университетской среде, ведь очень часто люди попадают в сети террористов из-за собственной некомпетентности.

Кто-то уверен, что террористы – необразованные и малограмотные люди, однако мы видим, например, как завербованной в их ряды вдруг оказывается студентка столичного университета. Как такое может произойти? Ей внушили, что она, вступив в ряды этой организации, тем самым может прийти к Богу. Девушку уверили, что если она станет шахидом, ее ждет вечное блаженство и награда за совершенные злодеяния. Более того, вербуемых убеждают, что сами эти действия представляют собой не преступления и злодейства, а поступки, совершаемые во имя Бога. Происходит подмена – такая же, как в сектах, когда людей вербуют в адепты деструктивных культов, под видом религии представляя им то или иное лжеучение.

Для того, чтобы в этом разбираться, чтобы помогать людям не попасть в расставленные повсюду капканы, очень важно, чтобы все мы, вне зависимости от собственного вероисповедания, знали, чему учат основные религии, что соответствует их вероучению, а что не соответствует. Этим целям должно служить религиозное образование, в том числе в светском образовательном пространстве.

Валерий Иванович, зачитывая мою биографию, назвал меня доктором богословия. У меня действительно есть такая степень, присужденная церковными учебными заведениями. Но на днях я получил удостоверение от Министерства образования Российской Федерации о том, что одна из моих ранее защищенных степеней признается в России как степень доктора философских наук. Это, насколько мне известно, первый такой прецедент в истории нашей Церкви, и произошло это благодаря тому, что мы очень долго боролись за то, чтобы теология была представлена в светском образовательном пространстве.

Мы всегда говорили о том, что теология является одной из наук, имеющих такое же право на пребывание в светском образовательном пространстве, как философия и другие гуманитарные науки. Нам часто говорили: «У вас же есть свои учебные заведения, там и обучайте». Да, мы там и обучаем наших будущих священников, преподавателей Закона Божия; но этого недостаточно. Мы говорим о том, что каждый человек, который обучается в университете, должен знать основы религиозных традиций. Само слово «университет» предполагает некое универсальное образование, предполагает, что человек выйдет из этого учебного заведения эрудированным не только в сфере, в которой он специализируется, но и в других областях. Однако в нашем университетском образовании в течение всего советского времени существовала лакуна: не изучались религиозные традиции, а если и изучались, то с позиции так называемого научного атеизма.

Но атеизм не может быть научным так же, как не может быть научной религия. Мировоззрение и наука – это две разные сферы. Они могут соприкасаться в жизненном опыте отдельных людей, но ни атеизм, ни религиозное мировоззрение не могут быть научными, как и наука не может быть атеистической или религиозной. Наука имеет дело с объективными показателями, и теология в качестве науки имеет дело с некими объективными данными.

Мы сумели доказать нашим партнерам в светской образовательной среде, что теология – это одна из гуманитарных наук и ее изучение является сегодня жизненно необходимым для очень многих людей, которые получают высшее светское образование. Почему она необходима, я отчасти ответил – именно потому, что возрастает роль религии, и мы не имеем больше права оставаться некомпетентными в религиозных вопросах. В итоге наших дискуссий теология была включена в реестр научных специальностей, были разработаны программы по теологии в светских университетах. Уже более 50 университетов в нашей стране имеют кафедры теологии, и сейчас мы создаем первый диссертационный совет, который будет присуждать степени по теологии, признаваемые государством.

Но для нас важность этой работы заключается не просто в том, чтобы церковную науку признало государство. Мы, прежде всего, хотим способствовать тому, чтобы наши граждане, наши студенты изучали религиозные традиции, потому что именно в этом видим залог мирного сосуществования разных народов и разных религиозных традиций нашей страны. Именно в этом мы видим мощную прививку от возможного влияния сектантов, террористов и других групп, которые расшатывают мир в нашем Отечестве и на всей земле.

Помимо того, что я являюсь председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, который занимается всей внешней деятельностью Церкви, я также я занимаю пост ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Это высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, в котором мы разработали и осуществляем магистерскую, кандидатскую и докторскую программы. Наши студенты и аспиранты обучаются по самым разным направлениям. Мы выстраиваем партнерские отношения со многими светскими вузами, и один из пунктов программы моего посещения  вашего учебного заведения – подписание соглашения между Общецерковной аспирантурой и Военным университетом.

Надеюсь, что в рамках этого соглашения мы сможем осуществлять взаимополезные совместные программы. Мы будем помогать Военному университету налаживать преподавание тех дисциплин, в которых являемся экспертами. Думаю, что военный университет сможет помочь нам наладить преподавание курсов повышения квалификации для военного духовенства.

Сейчас тема военного духовенства – одна из приоритетных в повестке дня нашей Церкви. Уже около 150 священников трудятся в воинских частях в качестве штатных военных священников, и пастырская работа в армии имеет для нас приоритетное значение.

Но помимо пастырской работы с верующими людьми Церковь может помогать светским университетам в налаживании преподавания дисциплин, которые имеют дело с религиозными традициями, и здесь я рассчитываю на партнерские и конструктивные отношения.

0.JPG29 января 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия под председательством митрополита Волоколамского Илариона состоялось пленарное заседание Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Основным вопросом повестки дня стало принятие в первом чтении подготовленного Комиссией текста Катехизиса Русской Православной Церкви.

Открывая заседание, Председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, в частности, сказал:

«Сегодня нам предстоит одобрить проект текста Катехизиса, подготовленный Синодальной библейско-богословской комиссией.

Впервые идея создания современного Катехизиса прозвучала на Архиерейском соборе 2008 года. В постановлении «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» было сказано: «Признано важным начать работу по созданию современного Катехизиса Русской Православной Церкви» (п. 21). Новый Катехизис должен был стать актуальным источником ответов на вопросы современного христианина по всем разделам богословского знания, хранимого в Священном Предании Церкви.

Через год после проведения Собора – в июле 2009 года – Священный Синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной Богословской комиссии (позднее – Библейско-богословской комиссии) начать подготовку Катехизиса (Журнал №62 от 27 июля 2009 г.). Спустя полгода Синодом был утвержден состав рабочей группы по работе над Катехизисом, я был назначен ее председателем. Группа разработала и приняла структуру Катехизиса. Были определены авторы различных разделов.

Редакционную работу над текстами Катехизиса взял на себя Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», в котором был сформирован редакционный коллектив, трудившийся над проектом до декабря 2014 года и проделавший большую работу.

В 2013 г. Архиерейский собор Русской Православной Церкви поставил перед Богословской комиссией задачу ускорения процесса подготовки Катехизиса. В частности, в постановлениях Собора говорилось, что «Синодальной библейско-богословской комиссии необходимо до очередного Архиерейского Собора завершить работу над Катехизисом» (п. 23).

Финальной доработкой текста занимался секретариат СББК и специальная редакционная группа под моим руководством на базе Общецерковной аспирантуры. Я лично неоднократно читал и редактировал весь текст, в том числе реагируя на те вопросы, которые ставились в отзывах членов Богословской комиссии. Некоторые трудные и спорные места мы обсуждали на пленарных заседаниях СББК. Всего за последние два с лишним года состоялось три пленарных заседания, посвященных обсуждению текста Катехизиса (24 декабря 2013, 20 января и 22 декабря 2015). 

Хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в работе над текстом Катехизиса на протяжении этих лет: авторов, подготовивших первые тексты; редакционный коллектив ЦНЦ «Православная энциклопедия»: ее руководителя С.Л. Кравца и членов редакции Л.В. Литвинову и Е.В. Барского; редакционную группу, работавшую в Общецерковной аспирантуре; сотрудников секретариата СББК, которые до последнего момента работали с текстом и отзывами на него.

Хочу также поблагодарить всех членов Синодальной библейско-богословской комиссии. Некоторые из них очень тщательно и внимательно читали текст и предложили много поправок, обратив внимание на лакуны, ошибки и неточности. Особенно хотел бы отметить вклад председателя Синодальной богословско-канонической комиссии Украинской Православной Церкви, митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина; ректоров Московской и Санкт-Петербургской духовных академий – архиепископа Верейского Евгения и архиепископа Петергофского Амвросия; членов Комиссии, представляющих Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, – протоиерея Владимира Воробьева и Петра Юрьевича Малкова; архимандрита Савву (Тутунова); протоиерея Валентина Асмуса; протоиерея Андрея Новикова; А.П. Козырева.

К настоящему моменту полный текст Катехизиса (без учета приложений) составляет по объему 27,6 а.л. 

Структура Катехизиса на сегодня такова:

• Предисловие главного редактора.

• Введение «Вера и источники христианского вероучения».

• Часть I «Бог, мир и человек».

• Часть II «Церковь и ее богослужение».

• Часть III «Жизнь во Христе».

• Приложения:

• Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

• Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека

• Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию

Решение о включении в качестве приложений к основному тексту Катехизиса трех документов Русской Православной Церкви было принято на пленарном заседании СББК 22 декабря 2015 г.

Хотел бы подчеркнуть, что подготовленный Синодальной библейско-богословской комиссией текст Катехизиса, являет собой первый проект. Он будет представлен на Архиерейском соборе 2-3 февраля 2016 года. Процедуру и сроки дальнейшей работы над текстом Катехизиса установит Собор».

Члены Синодальной библейско-богословской комиссии единогласно утвердили проект Катехизиса Русской Православной Церкви.

 

0002.jpg
7 июля 2015 года ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председатель Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах митрополит Волоколамский Иларион принял участие в расширенном заседании экспертной группы по разработке паспорта научной специальности «Теология», которое состоялось в Министерстве образования и науки РФ под председательством главы Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ профессора В.М. Филиппова.

Со стороны Русской Православной Церкви в заседании приняли участие проректор по научной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Константин Польсков, проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир Шмалий, проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин) и сотрудник Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви А.В. Шишков.

Со стороны ВАК в заседании участвовали директор Департамента аттестации научных и научно-педагогических кадров работников Министерства образования и науки РФ И.А. Шишканова, юрист Департамента Д.В. Бондаренко; члены экспертной группы по разработке паспорта специальности «Теология» – проректор по научной работе Российского университета дружбы народов профессор Н.С. Киробаев, декан философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова профессор В.В. Миронов, заведующий кафедрой философии религии и религиоведения МГУ им. М.В. Ломоносова профессор И.Н. Яблоков; руководители и представители экспертных советов ВАК – от экспертного совета по педагогике и психологии – заместитель председателя совета Ю.П. Зинченко, от экспертного совета по филологии и искусствоведению – председатель совета О.В. Александрова и заместитель председателя В.З. Демьяненко, от экспертного совета по истории – заместитель председателя совета П.П. Шкаренков, от экспертного совета по философии – заместитель председателя совета И.В. Кондаков.

Участники заседания обсудили замечания и поправки к проекту паспорта научной специальности «Теология», поступившие от религиозных конфессий и экспертного сообщества.

В своем выступлении на заседании митрополит Иларион отметил важность достижения консенсуса по данному паспорту, как между религиозными конфессиями Российской Федерации, так и внутри научного сообщества. Принятие данного паспорта позволит приступить к созданию диссертационных советов по теологии на базе светских высших учебных заведений, что станет важным шагом на пути закрепления теологии в светском образовательном пространстве в качестве одной из научных дисциплин гуманитарного цикла.

Пресс-служба ОЦАД

_DSC6668.jpg

18 апреля 2015 года в Минске в Институте теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета в рамках международной конференции «Религия и/или повседневность», проходившей с 16 по 19 апреля, состоялся научно-исследовательский семинар проекта «Религия, наука и общество».

Минским семинаром завершился первый год проекта, посвященного социологии религии. Мероприятие открыл вступительным словом руководитель проекта протоиерей Владимир Шмалий, проректор по научной работе, заместитель заведующего кафедрой общественных наук ОЦАД. Далее с сообщениями о результатах проведенной работы выступили члены исследовательской группы проекта.

Прозвучали следующие доклады:

«Jacques Lacan and the Theory of the Religious Subject» Дмитрий Узланер (РАНХиГС; Институт исследований человека, Вена, Австрия);

«Religiousness of the Population of Belarus: Peculiarities and Perspectives of Social Impact» Светлана Карассёва и Анастасия Доманская (Белорусский государственный университет);

«Philosophical Dimensions of the Phenomenon of "Postsecular" Associated with the Negations of Objective Ontology» Светлана Коначева (Российский государственный гуманитарный университет);

«Orthodox Christianity in Contemporary Russia: Public Religion Without a Private One» Иван Забаев (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет);

«Public Religions in Contemporary Ukraine» Олег Киселёв (Институт философии НАН Украины);

«Rethinking of the Secular Mind in the Context of Criticism of the Enlightenment Project» Анатолий Денисенко (Киевский национальный университет им. Т. Шевченко).

Модератором мероприятия выступила профессор Кристина Штёкль (Венский университет, Австрия). В семинаре также принял участие секретарь кафедры общественных наук ОЦАД А.В. Шишков.

* * *

Рассчитанный на три года проект «Религия, наука и общество» осуществляется Общецерковной аспирантурой и докторантурой в партнерстве с англо-американским Обществом христианских философов.

Программа первого года посвящена социологии религии, второго – философии религии и диалога религии и науки, третьего – современной теологии. За три года в проекте примут участие более десятка ведущих зарубежных ученых – специалистов в области философии религии, социологии религии, христианской теологии, а также диалога религии и науки.

В рамках каждого визита приглашенный ученый выступит с несколькими публичными лекциями на церковных и светских академических площадках, а также проведет исследовательский семинар с отобранной на конкурсной основе группой ученых из России, Украины и Беларуси. В течение года под руководством одного из приглашенных ученых члены группы будут заниматься исследовательской работой, результаты которой представят на итоговой конференции.

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

 

16.pngВ первом номере журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» за 2015 год опубликованы результаты исследовательского проекта «Разработка новой методологии диалога и взаимодействия религии и науки в России», реализованного в 2013-2014 гг. на базе кафедры общественных наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия при поддержке Фонда Джона Темплтона.

От редакции журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом»

Основной раздел настоящего выпуска журнала — с главной темой «Диалог науки и религии: новые ракурсы» — мы предоставили для публикации материалов исследовательского проекта «Разработка новой методологии диалога и взаимодействия религии и науки в России». Проект был реализован в 2013 – 2014 гг. научно-образовательным учреждением Русской Православной Церкви «Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия» при поддержке Фонда Джона Темплтона, одной из задач которого является поощрение усилий, направленных на взаимопонимание, диалог и сотрудничество между представителями научного и религиозного сообществ.

Обычно, когда речь заходит о диалоге науки и религии, имеется ввиду прежде всего встреча ученых, представляющих «научную картину мира», с богословами как экспонентами религиозного взгляда на мир. В таком контексте «наука» сводится к комплексу так называемых естественных и точных наук, а «религия» выступает в качестве оппонента сциентизма как светского мировоззрения (опирающегося по крайней мере на «методологический атеизм»). Участники проекта поставили задачу уйти от этого узкого подхода и попытаться обнаружить иные ракурсы, позволяющие увидеть соотношение науки и религии не только в перспективе познания мира, но и с точки зрения их социокультурных и социопсихологических ролей, учитывая при этом присущие им формы рациональности, а также этосы научного и религиозного сообществ.

Указанный проект осуществлялся исследовательской группой, участники которой — выходцы как из естественнонаучной, так и гуманитарной среды — специализируются в разных областях: история дискурса «наука и религия», философия науки, философия религии, а также православное богословие. В сфере внимания находились, с одной стороны, фундаментальные вопросы соотношения науки и религии, а с другой — согласно заявленной теме — вопрос о современном состоянии и перспективах развития диалога и взаимодействия религии и науки именно в России. Под «религией» в данном случае понималось христианство с особым акцентом на его православной конфессиональной специфике, поскольку инициатором проекта выступила православная научно-образовательная институция.

Соответственно, публикации «Главной темы» следует воспринимать не только как авторские научные статьи, но прежде всего как опыты экспонирования религиозных и светских позиций в рамках указанного группового исследовательского проекта. При этом в представленных текстах реализованы различные подходы к рассматриваемому вопросу о соотношении науки и религии: философский, исторический, религиоведческий, социологический и теологический.

Так, статья Владислава Раздъяконова посвящена институциональной истории развития диалогического направления дискурса «наука и религия» в постсоветской России, но содержит также информацию о предыстории этого направления в дореволюционный и советский периоды. Автор представляет «карту» отечественных исследовательских центров, занимающихся вопросами диалога науки и религии с различных позиций, а также предлагает рекомендации по дальнейшему развитию диалога.

Владимир Катасонов демонстрирует взгляд на соотношение науки и религии с религиозно-богословской точки зрения, реализуя при этом как исторический, так и систематической подход. В данном случае мы имеем дело с одной из возможных современных конфессиональных позиций, опирающихся не только на собственно религиозные основания, но и на глубокое знание истории новоевропейской науки и ее конститутивных принципов.

Статья Светланы Коначевой представляет собой пример иного подхода к теме. В ней речь идет о специфике религиозного мышления, которая выявляется посредством различных моделей ее философского осмысления. Исследуя роль метафоры в современной религиозной мысли и показывая, как метафорический язык выступает альтернативой понятийному, автор предлагает новые подходы к диалогу науки и религии, предполагающие понимание их принципиальной инаковости, но при этом не исключающие их возможного «слияния в аспекте прояснении ситуации человека в мире».

Другой взгляд на проблему диалога науки и религии представлен в статье Григория Гутнера, которая посвящена различию способов мышления, присущих современной науке и христианской традиции. Автор прослеживает эволюцию «научной парадигмы», делая акцент на этосе как научного, так и христианского сообщества, и в результате обозначает позицию, позволяющую одновременно противопоставлять и сополагать соответствующие способы мышления, что открывает новые перспективы для диалога носителей научного и религиозного разума.

Тема «этоса» — существенная для понимания того, как функционирует любая рациональность (научная, религиозная или иная), — получает развитие в статье Константина Антонова. Рассматривая религиозное мышление, автор различает два его основных типа, определяемые этосом «веры» и этосом «религиозного опыта». Исходя из этого различения, а также выявляя четыре базовые формы рациональности, он предлагает систематический подход к вопросу о соотношении религии и науки, указывая как на конфликтогенные факторы, так и на благоприятные возможности их мирного сосуществования. При этом в центре внимания находится «ценность рациональности», которая может быть общей основой для диалога и взаимодействия науки и религии.

Дальнейшее расширение спектра подходов к рассматриваемой теме происходит при взгляде на религию и науку с точки зрения их общественных функций. Способна ли религия наравне с наукой вносить содержательный вклад в публичные дискуссии? Должно ли научное сообщество уважать этот вклад, и если да, то почему? К этим вопросам, которые сегодня находятся в центре внимания социологии и политической науки, обращается в своей статье Дмитрий Узланер. Он рассматривает некоторые аспекты социополитического измерения науки и религии, неразрывно связанного с их эпистемологическим статусом, что некоторым образом возвращает дискуссию к исходному противостоянию двух «когнитивных позиций». При этом автор специфицирует свои рассуждения применительно к российской ситуации — в исторической и в актуальной перспективе.

Блок материалов главной темы завершает статья, написанная кураторами указанного исследовательского проекта, в которой авторы подводят итоги состоявшейся дискуссии и обозначают новые ракурсы и возможные направления диалога науки и религии в современном российском контексте. Специфика этого текста опять же заключается в том, что он является не столько выражением позиции авторов, сколько обобщением интеллектуальной работы, проделанной в рамках проекта, цель которого состояла прежде всего в нахождении новых подходов к развитию того диалога, который уже происходил в разных форматах в постсоветский период. Участники проекта пришли к выводу о полезности расширения и усложнения диалога — как в силу исчерпанности старых подходов, так и ввиду необходимости учитывать ранее игнорируемые измерения «науки» и «религии».

Предоставляя в нашем журнале место для публикации материалов указанного исследовательского проекта, в которых мы слышим как «светские», так и «религиозные» голоса, мы преследуем цель способствовать взаимоуважительному и продуктивному диалогу представителей различных мировоззрений и точек зрения — в рамках свободной и взвешенной академической дискуссии.

Полный текст номера можно скачать на сайте журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом».

 

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

 

18 февраля 2015 года в Московском государственном лингвистическом университете состоялось  заседание рабочей группы Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ по доработке проектов положений о Международном сетевом университете.

Среди участников мероприятия были представители профильных государственных ведомств и академических кругов стран СНГ и России, лидеры общин традиционных религий России. МГЛУ на заседании был представлен проректором по связям с общественностью Ю. А. Сухаревым, заместителем директора Центра «Языки и культура государств – участников СНГ» В.Н. Коневым, директором Института международных отношений и социально-политических наук А.Я. Касюком. Со стороны Русской Православной Церкви в заседании приняли участие председатель Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД священник Димитрий Сафонов.

Участники встречи обсудили проект Положения о Международном сетевом университете духовного образования государств – участников СНГ (МСУДО). Данное учебное заведение, формирующееся на базе МГЛУ, призвано содействовать укреплению сотрудничества и международных связей в сфере высшего образования стран СНГ, повышению качества духовного образования, диалогу между религиями и созданию единого образовательного пространства на территории СНГ. Планируется, что в МСУДО будет проводиться подготовка магистров, аспирантов и докторантов по направлениям «Теология», «Культурология» и другим.

МСУДО является открытым для присоединения к нему высших учебных заведений стран СНГ.

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

 

-27.png

Общецерковная аспирантура и докторантура имени свв. Кирилла и Мефодия объявляет конкурс заявок на участие в третьем этапе проекта «Религия, наука и общество: серия лекций и семинаров»

Проект осуществляется в партнерстве с англо-американским Обществом христианских философов при поддержке Фонда Джона Темплтона.

 Первый этап (2013-14) посвящен вопросам социологии религии, второй (2014-15) – философии религии и диалога религии и науки, третий (2015-16) – современному богословию.

За три года Москву, Санкт-Петербург и другие города посетят пятнадцать ведущих зарубежных ученых – специалистов в области философии религии, социологии религии, христианской теологии, а также диалога религии и науки.

В рамках каждого визита приглашенный ученый выступает с несколькими публичными лекциями на церковных и светских академических площадках, а также проводит исследовательский семинар с отобранной на конкурсной основе группой ученых из России, Украины и Беларуси. В течение года под руководством одного из приглашенных ученых члены группы проводят исследовательскую работу, результаты которой представляют на итоговой конференции.

В течение 2015-2016 гг. в рамках третьего этапа проекта, посвященного современному богословию, состоятся 3-х-дневные визиты известных ученых, включающие две открытые лекции и однодневный семинар, проводимый лишь для участников проекта.

Лекторы, принимающие участие в третьем этапе проекта:

  • Проф. Джон Бэр, Свято-Владимирская православная семинария (июнь 2015)
  • Проф. Мирослав Вольф, Йельский университет (октябрь 2015)
  • Проф. Маркус Плестед, Университет Маркетт (октябрь 2015)
  • Проф. Джон Пантелеймон Мануссакис, Колледж Св. Креста (ноябрь 2015)

В ходе мероприятий третьего года проекта предлагается обсудить, в том числе, следующие темы:

  • Систематическое богословие и христианские источники.
  • Богословская интерпретация духовно-аскетической традиции и религиозного опыта.
  • Христианская этика.
  • Христианская эстетика.
  • Богословская методология. Язык богословия.
  • Церковь и общество. Церковь и власть.
  • Актуальные проблемы богословия.

Для участия в семинарах из числа российских, украинских и белорусских участников будет сформирована исследовательская группа из 8 человек, членам которой в течение 2015-2016 года необходимо будет:

(1) подготовить научное исследование в рамках указанных тем;

(2) опубликовать результаты исследования в ведущих рецензируемых журналах;

(3) представить результаты исследования на заключительной конференции.

Больше о проекте можно узнать на сайте Общецерковной аспирантуры и докторантуры:
http://www.doctorantura.new.mastertest.ru/ru/proekty/seriya-lektsij-religiya-nauka-i-obshchestvo

Условия участия                          

Состав исследовательской группы формируется на конкурсной основе. Для участия в конкурсе следует до 8 февраля 2015 направить в Оргкомитет заявку  по электронному адресу i.khromets(at)gmail.com с указанием в теме письма «Lecture Series-2015», которая должна включать:

  1. Curriculum Vitae;
  2. Мотивационное письмо, объясняющее заинтересованность в участии;
  3. Фрагмент проведенного исследования (опубликованного или готовящегося к публикации) в вышеуказанной области;
  4. Название и аннотация исследования (на английском языке), которое планируется провести в рамках одной из вышеуказанных тем проекта (2-3 абзаца).

Итоги конкурсного отбора будут объявлены не позднее 16 февраля 2015.

Рабочий язык проекта: английский.

Для членов исследовательской группы предусмотрена стипендия, эквивалентная 1800 долл. США, покрывающая часть расходов на участие в семинаре, проведение исследования и написание статьи по итогам проекта. Посещение всех исследовательских семинаров в рамках проекта обязательно.

Координаторы проекта

Прот. Владимир Шмалий, проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры

Ирина Хромец, к.ф.н., i.khromets(at)gmail.com

-27resize.png

В рамках всероссийского научного семинара «Теоретическое наследие казанской научной, философской, богословской мысли: компаративистские исследования "восток-запад"» состоялась презентация результатов исследовательского проекта «Разработка новой методологии диалога и взаимодействия между наукой и религией в России».

Данный проект реализуется Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. святых Кирилла и Мефодия совместно с Синодальной библейской-богословской комиссией в рамках разработки документа Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви «О соотношении веры и науки».

Среди задач проекта – предложить новые подходы к ведению диалога науки и религии, а также поддержать академические институции, в которых взаимодействуют светская и церковная наука.

На пленарном заседании семинара проект представил протоиерей Владимир Шмалий, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

Информационная служба ОЦАД

 

-27.png

28 мая 2014 года в Русской христианской гуманитарной академии состоялась презентация результатов проекта "Разработка новой методологии диалога и взаимодействия науки и религии в России". Проект осуществлялся в течение года на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при финансовой поддержке Фонда Джона Темплтона.

Результаты проекта были представлены проректором ОЦАД по научной работе протоиереем Владимиром Шмалием. В презентации принял участие научный сотрудник ОЦАД А.В. Шишков.

В работе проекта "Разработка новой методологии" на разных этапах приняли участие 15 отечественных специалистов в области философии религии и философии науки, социологии религии, истории диалога науки и религии, а также богословия. По итогам работы были подготовлены шесть аналитических текстов, рассматривающих вопросы, связанные с соотношением религии и науки, в разных ракурсах, и обобщающий результаты текст, содержащий помимо прочего практические рекомендации по ведению диалога в современном российском контексте. Тексты будут опубликованы в одном из российских рецензируемых журналов.

Презентация состоялась в рамках работы XIV Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений, состоявшихся в РХГА с 28 по 31 мая 2014 года.

Информационная служба ОЦАД

dsc00274-1024x680.jpg

22 мая 2014 года в Культурном центре «Покровские ворота» в г. Москве прошла презентация полного научного издания документов Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг.

В презентации проекта научного издания  принял участие Секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры, член научно-редакционного совета, ответственный редактор первых двух томов издания А.И. Мраморнов.

Он рассказал собравшимся о проделанной работе, научных исследованиях, а также поделился мыслями о важности данного проекта.

По его словам, "обращение к соборному наследию Русской Православной Церкви позволит вернуть чувство соборности современным прихожанам". 

По завершению презентации все участники обменялись мнениями и ответили на вопросы присутствующих, после чего с заключительным словом выступил первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва. 

Информационная служба ОЦАД

new_logo-400.jpg

В книге иерея Дмитрия Сафонова «Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России и его время» впервые собраны воедино и приведены в хронологическом порядке подробные сведения о каждом дне святительского служения святого Патриарха Тихона, начиная с момента его избрания на Патриарший престол и до последнего дня жизни.

Автор восстановил хронологию патриаршего служения святителя Тихона, опираясь на самый широкий круг источников, среди которых архивные документы (неопубликованные прежде или опубликованные ранее в различных изданиях), воспоминания современников – соработников и сослужителей Патриарха, прихожан московских храмов и даже сотрудников ГПУ, охранявших Святейшего во время его заключения в Донском монастыре. Также в хронологическом порядке приводится подробная информация о богослужениях, совершенных Патриархом Тихоном в различных храмах Москвы и Московской области и об архиерейских хиротониях, бывших на этих службах.

Деятельность святителя Тихона и Патриаршего Священного Синода рассматривается параллельно и на фоне деятельности ВЧК–ОГПУ–НКВД, Антирелигиозной комиссии (АРК) и прочих структур советской власти, направленной на разрушение и полное уничтожение Русской Православной Церкви.

В книге использованы также недавно рассекреченные директивные и делопроизводственные документы ВЧК–ОГПУ–НКВД, характеризующие масштабы репрессий, осуществлявшихся руками чекистов против духовенства и мирян и раскрывающие методы работы ВЧК в среде «церковников».

В заключительной главе на основании архивных материалов и воспоминаний современников подробнейшим образом рассматриваются последние дни жизни святителя Тихона, его кончина, похороны Святейшего и утверждение Местоблюстителем патриаршего престола митрополита Петра (Полянского). Книга снабжена комментариями, уникальными иллюстрациями и именным указателем.

Таким образом, читатель книги «Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России и его время» имеет уникальную возможность получить полное и всестороннее представление о времени и об условиях, в которых нес свое первосвятительское служение Святейший Патриарх Тихон, и о величии его подвига, благодаря которому Русская Православная Церковь сохранилась в тот тяжелейший период.

Информационная служба ОЦАД


 _01.jpg29 октября 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился со слушателями курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев, которые организованы Общецерковной аспирантурой и докторантурой. Выступая перед собравшимися, Предстоятель Русской Православной Церкви особое внимание уделил вопросам миссионерской и социальной деятельности на приходах.

«Архиерей должен следить за тем, чтобы на приходах обязательно осуществлялась программа, которая начертана Архиерейскими Соборами», ― подчеркнул Святейший Патриарх. Первостепенной задачей сегодня является выполнение соборных решений, касающихся миссионерского служения, в частности ― организации деятельности приходских миссионеров. «Необходимо, чтобы в каждом приходе был человек, способный встретить нецерковного человека во время богослужения. Такой миссионер ― это первый помощник священника,  я с каждым из вас об этом говорил в преддверии вашей хиротонии», ― напомнил Святейший Владыка.

«Мы сейчас уже запустили систему подготовки приходских миссионеров, социальных и молодежных работников, ― заявил Святейший Патриарх. ― Мы приняли все необходимые программные документы, и теперь при семинариях будут создаваться отделения для обучения людей, предназначенных к тому или иному роду приходского служения. Поэтому важно находить таких людей и посылать в семинарии, а если это невозможно, то обеспечивать дистанционную подготовку ― такая дистанционная подготовка у нас будет».

 

Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что обучающийся на таких отделениях будет проходить половину программы бакалавриата. «Если такой человек захочет продолжать дальше, ему не надо поступать на первый курс семинарии, он может продолжать дальше свое обучение. Эта подготовка будет вписана в общую систему богословской подготовки Русской Церкви», ― добавил Предстоятель.

«Важно, чтобы у нас были социально значимые епархиальные проекты, ― продолжил Святейший Владыка. ― В каждом месте это может быть какой-то свой проект. Зная жизнь глубинки, я бы сказал, что проще всего создать епархиальную патронажную службу в помощь пожилым одиноким людям. Это не требует ни здания, ни помещения, но требует наличия некоей группы добровольцев. Дело очень доброе, легко решаемое… Это реальная помощь нашим ближним».

Одним из главных направлений социальной деятельности в епархиях, по словам Его Святейшества, является «помощь одиноким матерям и забота о том, чтобы женщины не прерывали беременность». «Это очень важное сейчас направление нашего служения, и во многих епархиях оно хорошо развивается», — констатировал Предстоятель Русской Церкви.

Другая важнейшая задача — противодействие наркомании и алкоголизму, работа по реабилитации людей, страдающих от этих пагубных пристрастий. «Вопросы алкоголизма и наркомании мы должны иметь в центре нашего внимания и ни в коем случае не отмахиваться от этого, мол, это трудно, сложно. Это сегодня одна из важных наших функций — постараться хоть что-то внести в преодоление этой национальной катастрофы», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

Предстоятель также призвал новопоставленных архиереев уделять особое внимание привлечению молодежи ко всем видам миссионерской и социальной деятельности в епархиях.

 Общецерковная аспирантура и докторантура/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

 .   _01.jpg28 октября 2013 года в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с мэром Москвы С.С. Собяниным.

В 2012−2013 годах в храме велись работы по ремонту фасадов и кровли. Это стало возможным благодаря программе Правительства Москвы, предусматривающей выделение субсидий религиозным организациям на проведение реставрации объектов культурного наследия. Митрополит Иларион рассказал мэру об истории храма и о ходе реставрационных работ, отметив, что программа субсидий позволила четко и конструктивно совместными усилиями Церкви и государства решать вопросы реставрации московских храмов, которые являются памятниками архитектуры и собственностью города, но переданы в безвозмездное и бессрочное пользование Церкви. 

В беседе с мэром Москвы был также обсужден проект восстановления и развития Черниговского Подворья - учебного кампуса Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, включающего в себя два академических храма, ректорат, учебный корпус и общежития. Митрополит Иларион рассказал градоначальнику о ходе реставрационных работ и перспективах развития Общецерковной аспирантуры и докторантуры. 

Общение митрополита Илариона с С.С. Собяниным продолжилось за чашкой чая в доме причта. 

Общецерковная аспирантура и докторантура

2.jpg9 октября 2013 года в Отделе Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества прошел круглый стол, посвященный обсуждению проекта концепции учебно-методического комплекса по Отечественной истории. Круглый стол состоялся по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Проект концепции разработан специально сформированной Российским историческим обществом рабочей группой и предложен к рассмотрению Межрелигиозным советом России председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкиным.

В заседании круглого стола приняли участие:

  •  протоиерей Владислав Цыпин, доктор церковной истории, профессор Московской духовной академии;
  • протоиерей Петр Иванов, историк, помощник управляющего Московской епархией;
  • О.Ю. Васильева, доктор исторических наук, заместитель начальника Управления по общественным проектам Администрации Президента РФ;
  • А.Е. Петров; ответственный секретарь Российского исторического общества, начальник аналитического управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ;
  • Дид Хамбо лама Дагба Очиров, заместитель главы Буддийской традиционной сангхи России;
  • Санджай лама Андрей Бальжиров, постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве;
  • Ш.А. Пшихачев, муфтий, представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа в Москве;
  • А.С. Гарифуллин, декан теологического факультета Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России;
  • З.Л. Коган, раввин, вице-президент Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России;
  • М.Г. Лидогостер, пресс-секретарь главного раввина России Берла Лазара;
  • К.В. Бендас, первый заместитель главы Российского объединенного Союза христиан веры евангельской;
  • А.И. Мраморнов, секретарь ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры;
  • М.В. Первушин, представитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата;
  • Ю.И. Белоногова, заместитель декана исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
  • С.В. Перевязенцев, член Бюро Всемирного русского народного собора, декан историко-филологического факультета Российского православного университета;
  • Д.С. Секиринский, заместитель директора Института всеобщей истории РАН;
  • иерей Роман Богдасаров, и.о. заместителя председателя Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества.

Участие в обсуждении приняли представители православных высших школ. В ходе дискуссии был выявлен ряд существенных недостатков в проекте концепции учебно-методического комплекса.

По итогам заседания участниками круглого стола было решено в письменной форме и при посредничестве Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества предоставить рабочей группе Российского исторического общества рекомендации по проекту.

Проект концепции также был направлен руководству католической и старообрядческой общин России для рассмотрения. Были проведены переговоры о предоставлении письменных предложений.

Участники круглого стола выразили желание продолжить взаимодействие в вопросе формирования концепции учебно-методического комплекса по Отечественной истории.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/Общецерковная аспирантура и докторантура

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/trigg.jpg'

trigg.jpg4 октября 2013 г. известный британский философ и социолог религии, профессор Окфордского университета Роджер Тригг провел семинар в рамках третьей сессии проекта Общецерковной аспирантуры и докторантуры "Религия, наука и общество" в стенах Санкт-Петербургской духовной академии. В ходе работы семинара участники, большинство из которых составляют исследовательскую группу проекта, обсудили темы: "возможна ли приватизация религии?", "должно ли государство быть религиозно-нейтральным?", "религиозная свобода в светском обществе".

Перед началом совместного семинара, организованного совместно Общецерковной аспирантурой и докторантурой и Санкт-Петербургской духовной академией, с приветственным словом от лица ректора СПбДА епископа Петергофского Амвросия выступил проректор СПбДА по научной работе протоиерей Димитрий Юревич.


От лица ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры, митрополита Волоколамского Илариона, к участникам семинара обратился проректор ОЦАД протоиерей Владимир Шмалий. 

Днем ранее, 3 октября, в Санкт-Петербургском государственном университете профессор Роджер Тригг выступил с открытой лекцией на тему "Естественна ли религия?"

Перед началом выступления профессора Тригга с кратким словом выступили протоиерей Владимир Шмалий и представители руководства СПбГУ - декан философского факультета профессор С.И. Дудник и зав. кафедрой философии религии и религиоведения профессор М.М. Шахнович. По окончании лекции профессор Тригг ответил на вопросы слушателей. Лекция транслировалась в прямом эфире на сайте философского факультета СПбГУ.

Санкт-Петербургский этап проекта «Религия, наука и общество» продлится до конца недели. За это время профессор Тригг прочтет также лекцию в Русской христианской гуманитарной академии (5 октября, 13:00).

Трехлетний проект «Религия, наука и общество» осуществляется Общецерковной аспирантурой и докторантурой в партнерстве с Синодальной библейско-богословской комиссией и англо-американским Обществом христианских философов при поддержке Фонда Джона Темплтона. За это время Россию, Украину и Белоруссию посетят пятнадцать ведущих ученых и специалистов в области социологии и философии религии, современной теологии, диалога науки и религии.

trigg.jpgС 3 по 5 октября 2013 года по благословению митрополита Волоколамского Илариона в Санкт-Петербурге в рамках реализации первого этапа проекта «Религия, наука и общество», организуемого Общецерковной аспирантурой и докторантурой Русской Православной Церкви при поддержке Фонда Джона Темплтона, пройдет серия мероприятий с участием известного социолога и философа Роджера Тригга, профессора Оксфордского университета, директора Центра изучения роли религии в общественной жизни.

Трехлетний проект «Религия, наука и общество» предполагает приглашение в Россию, Украину и Беларусь ключевых специалистов по проблемам религии, науки и общества. Первый год посвящен социологии религии, тематически он касается дискуссий о религиозных трансформациях современных обществ и связанных с ними изменениях устоявшихся представлений о религии и светскости. Первая сессия с участием профессоров Чарльза Тейлора (профессор Университета МакГилла, Канада) и Хосе Казановы уже прошла в Киеве в июне 2013 года. Вторая сессия с участием Дэвида и Бернис Мартин прошла в Москве в сентябре 2013 года.

Кроме того, в рамках первого этапа проекта Москву и Киев посетят соответственно в апреле 2014 года Брайан Грим (Pew Research Center, США) и  июне 2014 года Хосе Казанова (профессор социологии Университета Джорджтауна). Результаты работы исследовательской группы будут представлены на итоговой конференции в середине 2015 года.

3 октября Роджер Тригг прочет открытую лекцию «Естественна ли религия?» на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета. На следующий день – 4 октября – он проведет исследовательский семинар с рабочей группой проекта в Санкт-Петербургской православной духовной академии. 5 октября Роджер Тригг прочет открытую лекцию «Демократия и религия» в стенах Русской христианской гуманитарной академии.

Проект «Религия, наука и общество» является важной вехой в развитии диалога Русской Православной Церкви с мировым научным сообществом и продолжает многолетнее сотрудничество Общецерковной аспирантуры и докторантуры и Синодальной библейско-богословской комиссии с англо-американским Обществом христианских философов.


Роджер Тригг, профессор факультета теологии, директор Центра изучения роли религии в общественной жизни Оксфордского университета. В 2007-2011 годах – руководитель проекта по когнитивной науке о религии в Центре Иэна Рэмсея. Один из основателей (первые 3 года президент) Британского общества философии религии. В 2008-2010 гг. – президент Европейской ассоциации философии религии. Участник проекта по религиозной свободе Беркли Центра (Джорджтаунский университет).

Более подробно с программой визита Роджера Тригга можно ознакомиться по ссылке.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/09_sep/martin-12.09.jpg'

martin-12.09.jpg12 сентября 2013 г. в рамках проекта Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия «Религия, наука и общество» в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата прошел семинар под руководством всемирно известного социолога религии профессора Дэвида Мартина, в котором приняли участие молодые ученые из России, Украины, Белоруссии и Литвы, составляющие исследовательскую группу проекта.

Семинар был посвящен сравнительному анализу различных моделей светскости. В частности, на семинаре обсуждались следующие вопросы:

 •    Существует ли восточноевропейский паттерн секуляризации?
 •    Диалектика религиозного выбора и территориальной / национальной укорененности религиозных традиций.

Исследовательский проект будет продолжаться в течение года под научным руководством профессора Хосе Казановы и завершится конференцией, на которой молодые ученые представят результаты своей работы.

martin1s.jpg11 сентября 2013 г. лекцией профессора Дэвида Мартина «Секуляризация, секуляризм и постсекулярное сквозь призму отношений власти» в НИУ «Высшая школа экономики»началась вторая сессия проекта Общецерковной аспирантуры и докторантуры «Религия, наука и общества».

Перед началом выступления профессора Мартина от лица председателя Отдела внешних церковных связей, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона к слушателям обратился проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерей Владимир Шмалий.

От лица руководства НИУ ВШЭ гостя приветствовал декан философского факультета профессор А.М. Руткевич. Он отметил, что лекция профессора Мартина в стенах учебного заведения проводится в рамках развивающегося сотрудничества Высшей школой экономики и Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

Московский этап проекта «Религия, наука и общество» продлится до 14 сентября. За это время профессор Дэвид Мартин проведет семинар для исследовательской группы проекта в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата (12 сентября). Затем профессор Мартин прочтет лекцию в стенах Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (13 сентября, 15:00) и проведет семинар в Российском государственном гуманитарном университете (14 сентября).

Трехлетний проект «Религия, наука и общество» осуществляется Общецерковной аспирантурой и докторантурой в партнерстве с Синодальной библейско-богословской комиссией и англо-американским Обществом христианских философов при поддержке Фонда Джона Темплтона. За это время Россию, Украину и Белоруссию посетят пятнадцать ведущих ученых и специалистов в области социологии и философии религии, современной теологии, диалога науки и религии.

 

Текущие проекты

Будущие проекты

Завершенные проекты

Научно-образовательная теологическая ассоциация Православный портал ИИСУС Вопросы теологии Издательский дом «Познание»

Please publish modules in offcanvas position.

?iaaen.Iao?eea