Выступление заместителя секретаря Общественной палаты РФ С.А. Орджоникидзе на тему «Христианские ценности и права человека»

b_1200_530_16777215_00_images_stories_news2015_01_jan_06_IMG_2091.jpg23 января 2015 года в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений в конференц-зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия состоялся круглый стол «Христианские ценности как фактор современных международных отношений», организованный кафедрой внешних церковных связей ОЦАД. В мероприятии приняли участие эксперты, дипломаты, общественные деятели, в частности, заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации, председатель Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии при Общественной палате РФ С.А. Орджоникидзе.

 


Уважаемые коллеги!
               

Благодарю за приглашение и предоставленное слово.

Мы говорим о роли христианских ценностей в отношениях между странами и народами, справедливом мироустройстве и принятии глобальных решений. В этой связи полагаю важным остановиться на юридическом аспекте вопроса, а именно обсудить тему христианских ценностей и прав человека.

Права человека. Ни одна актуальная информационная сводка, ни один комментарий того или иного события не обходится сегодня без упоминания «прав человека» – инструмента мягкой силы, фактически монополизированного Западом. Борьба за права человека, понимание прав человека, отстаивание прав человека как исключительной ценности все чаще звучат в качестве аргументации вмешательства во внутренние дела государств, что мы наблюдали и наблюдаем на Ближнем Востоке, Северной Африке, на территории соседней Украины.

Говорить о правах человека в системе современных международных отношений исключительно как о западном бренде в корне неверно. Возвращаясь к теме круглого стола, я хотел бы подчеркнуть, что права человека, определяя нормы поведения человека в обществе, являются мерилом нравственности, морали.

Права человека не возникли сами по себе, из ниоткуда. Но мы не будем сейчас пускаться в философско-исторический экскурс развития концепции прав человека. Ни одна мировая цивилизация не существовала без духовно-нравственных максим, представлений о добре и зле (грехе и добродетели) и справедливом устройстве в обществе, что, по сути, регламентировало принципы жизни в обществе.

Как христианская, так и либеральная мировоззренческая система ориентированы на человека-личность как ключевую ценность. Свобода, равенство, права и достоинство человека, уважение к личности – все эти ценности обязаны своим появлением в общественном сознании христианству (постулаты христианской морали).

Однако, несмотря на то, что центральная идея концепции прав человека – достоинство личности – является христианской по своему происхождению, сегодня она претерпевает значительные изменения и трансформации. Речь идет об изменении ценностной парадигмы общественного сознания.

Пропаганда псевдолиберальных ценностей, по сути сводящаяся к абсолютизации понятия свободы в отсутствии нравственных норм, ведет к подмене понятий в общественном сознании. Как следствие, сегодня мы наблюдаем рост ксенофобских настроений. Первостепенное значение для нас имеет противостояние русофобии и возрождающемуся нацизму. Необходимо вести решительную борьбу с разрушительными процессами искажения нравственных устоев и разрушения религиозных ценностей.

Напомню, что с 2009 года по инициативе России Совет ООН по правам человека принял три резолюции о поощрении прав человека и основных свобод благодаря более глубокому пониманию традиционных ценностей (12/21 от 2 октября 2009 года, 16/3 от 24 марта 2011 года, 21/3 от 27 сентября 2012 года). В 2014 году Советом была принята резолюция о защите семьи, одним из инициаторов которой также выступила Россия. Показательно, что США и ряд европейских государств голосовали против принятия данных резолюций.

Наконец, в заключение - о современных европейских ценностях:

- если европейские ценности исходят из признания законным правительством людей, по сути, преступников, которые совершили государственный переворот, то эти «ценности» мы, в России, не разделяем;

- если европейские ценности исходят из лишения основного права человека – права на жизнь (речь идет о бомбардировках и убийствах граждан Югославии, Ливии, Афганистана, Ирака, а сейчас и Украины), то мы эти «ценности» отвергаем;

- если европейские ценности исходят из издевательства над религиозными чувствами верующих в средствах массовой информации, мы эти «ценности» не приемлем;

- если европейские ценности исходят из унизительного запрета на пользование гражданами своим родным языком, мы эти «ценности» отрицаем;

- если европейские ценности исходят из запрета свободы средств массовой информации, «властного» запрета вещания телеканалов, мы не можем согласиться с этими «ценностями»;

- если европейские ценности исходят из того, что вместо мамы и папы должны быть родитель номер один и родитель номер два, то эти "ценности" мы также отвергаем.

Научно-образовательная теологическая ассоциация Православный портал ИИСУС Вопросы теологии Издательский дом «Познание»

Please publish modules in offcanvas position.

?iaaen.Iao?eea