Print

14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год по православному церковному календарю – 7526 год от сотворения мира. Этот день по традиции, унаследованной от Византии, называется началом индикта или новолетием.

История праздника связана с правителями Римской империи, с Византией, летоисчисление которой – от сотворения мира -  Русь приняла в 988 году после Крещения, а также, уходя корнями в далекое прошлое, с важными и чтимыми событиями: в сентябре начала отходить вода от горы Арарат, куда пристал Ноев Ковчег, и все, кто был внутри, смогли ступить на сухую землю. Пророк Моисей в этом месяце был одарен священными писаниями о Законе Божьем.

До XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта. Только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного новолетия — началом года официально стало 1 сентября (на протяжении двух веков церковно-государственный праздник). В этот день совершалась особая праздничная служба — «чин летопроводства», совершалась Божественная Литургия.

 pic1.jpg

Икона "Начало индикту еже есть новому лету" (кон. XIX в., Мстера?)

Поскольку церковный год начинается 1 (14) сентября по юлианскому календарю, заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября по новому стилю). Первый большой праздник церковного года — Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний — Успение Богородицы (15/28 августа), переход из временной жизни в вечную. Таким образом, год для православного христианина понимается не просто как промежуток времени, а наполняется глубоким духовным содержанием и смыслом, уподобляется всей жизни человеческой, и всех желающих идти путем духовного совершенства Православная Церковь наставляет выверенной веками системой праздников и постов.

14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается Богослужебный церковный год, когда Церковь вспоминает о начале проповеди Господа Иисуса Христа в Назарете, где  Он прочел пророчество Исаии (Ис. 61; 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк. 4; 16–22). В этом указании Господа византийцы видели Его предписание о праздновании дня Нового года. Священное Предание связывает само событие с днем 1 сентября. В Минологии императора Василия II, созданном в X веке, сказано: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник». В своем роде это был Божий промысел, воплотившийся много позже в историческом событии: 1 сентября 323 года император Константин одержал победу над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт 313 года, продолжал преследовать христиан на Востоке империи. На I Вселенском соборе в Никее в 325 году были установлены основные правила церковного календаря – расчет Пасхалии и начало года 1 сентября. Святые Отцы постановили отмечать этот день, читая на литургическом богослужении евангельский текст о начале проповеди Спасителя в память об окончательном утверждении христианской свободы.

 b_250_0_16777215_00_images_units_library_indikt17_pic2.jpg

Фреска "Проповедь Христа в Назарете". Монастырь Высокие Дечаны (XIV в.) 

На Руси к Новому году были приурочены важные государственные события, например, венчание на царство Бориса Годунова в 1598 году. В этот день представляли наследника престола по достижении им совершеннолетия (в старину - 14 лет). С начала царствования царя Алексея Михайловича Романова в XVII веке день новолетия был посвящен благотворительности: нищих кормили, оделяли теплой одеждой, обувью перед холодной русской зимой, досыта кормили, выдавали милостыню. Простой народ получал подарки. Заключенные в темницах тоже не оставались забытыми – их посещали и оставляли им милостыню и еду, что была лучше тюремной.

Так длилось до 1699 года, когда указом Петра Великого гражданский Новый год был перенесен на 1 января, но духовное празднество так и сохранилось за 1 сентября. И с той поры новолетие утратило прежнюю торжественность, ограничившись лишь кратким молебном.

Памятуя о церковном празднике, известный русский философ и богослов протоиерей Сергий Булгаков сказал: «В Новолетие обостряется откровение вечности... Поворотные времена и сроки говорят нам о нашем рождении и смерти, о вступлении в мир и исхождении из него, о гранях жизни, ограниченной во времени. Когда наблюдаешь, как течет время, испытываешь чувство легкости, свободы от времени, взлета над ним.

Мы живем во времени, но носим образ вечности, такова противоречивость нашего тварного бытия, но это и знак свободы от него, знак свободы детей Божиих».

Главное действо праздника новолетия совершалось в Первопрестольной. Итальянский путешественник XVI века иезуит Антонио Поссевино так описывал событие, увиденное им на Соборной площади московского Кремля:

 «Летоисчисление московиты ведут от самого сотворения мира. Нынешний год, от рождества Христова 1582, они считают 7091 от сотворения мира. Начало года у них 1 сентября. Этот день они отмечают всеобщим весельем и всяческими развлечениями. На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и великий князь, и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осенняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому государю нашему и детям его многая лета!» Все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни».


Из фондов библиотеки ОЦАД

Георгиевский, Григорий Петрович. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве / Сост. Г. Георгиевский. - Москва : Междунар. изд. центр православ. лит., 1995. - 430 с. : ил. - ISBN 5-88467-042-7. 

 

            Книга известного библиографа и историка Церкви Г.П. Георгиевского содержит подробный рассказ о праздновании Нового года в Древней Руси.

В народе этот день повелось чтить как день Семена Летопроводца. В это время устраивали проводы лета и готовились к встрече Нового года. Именно на Семенов день заключались долговременные сделки, расплачивались с долгами должники, и начинались новые дела.

Вечером последнего дня уходящего года в избах тушили свечи и не разжигали огонь вплоть до наступления Нового года. А вот на следующий день, когда считалось, что год уже наступил, разжигали печи и поддерживали огонь в очагах как можно дольше, поскольку он считался новым огнем, приносящим достаток в дом. Именно с этого вечера у женщин начинался период домашних занятий, когда они садились за вышивание или пряли пряжу.

Было много примет, бережно сохраняемых и передаваемых из поколения в поколение: каким будет урожай, какую  ждать зиму.

Одна из традиций живет и поныне: в сентябре начинается новый учебный год, дети идут в школу.

Церковь в Божественном песнопении возносит: «Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе» [1].

«Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос – принес, следовательно, для душ лето приятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать и силою ее наслаждается в себе летом приятным», – писал о новолетии святитель Феофан Затворник.


Из фондов библиотеки ОЦАД

Феофан Затворник, свт. Краткие мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия / свт. Феофан Затворник. - [Печеры] : Изд. Св.-Успен. Псково-Печ. монастыря, 1991. – 189 с., [1] л. ил. : портр.

 

 

Несмотря на то, что празднование осеннего новолетия в России утратило былую торжественность, по Типикону – книге, содержащей Богослужебный устав, – этот день считается малым Господским праздников. Он соединен с праздничной службой в память преподобного Симеона Столпника по совпадению обеих дат.

В годичном кругу двунадесятых праздников первый - праздник Рождества Пресвятой Богородицы. С Нее начинается новое время в истории человечества, ибо пройдет время, и через Невесту Невестную к нему придет Спаситель мира…

[1] Тропарь индикту (церковное Новолетие), глас 4-й.

 


Поделиться:
FaLang translation system by Faboba